Каждый хочет быть правильно понят
Страх публичных выступлений чрезвычайно широко распространен и стоит на втором месте по интенсивности после страха смерти.
— Бояться публичных выступлений, особенно если перед вами незнакомые люди или холодная аудитория, которая вас не ждала и не расположена слушать, — нормально, — убеждает преподаватель кафедры возрастной физиологии специального инклюзивного образования, логопед центра «Эрудит» Ася Куприянова.
Да, не удивляйтесь, логопеды могут быть полезны и тут.
Умение говорить красиво, чисто, грамотно, без дефектов дарит уверенность в себе, и это очень важный навык для любого специалиста в любой сфере. Поэтому Куприянова разработала собственный курс коммуникативно-речевого развития. «Конечно же, я призываю всех развиваться, не останавливаться на достигнутом, осваивать новые горизонты, — рассказывает Ася Ильинична. — Все ограничения обусловлены нашими страхами, ленью. Стоит преодолевать себя».
— Наша медийная культура знает множество примеров, когда люди с нарушением звукопроизношения становятся и популярными, и успешными, и знаменитыми. Взять, к примеру, Виталия Вульфа, ведущего программы «Серебряный шар», — говорит Куприянова. — Даже имея речевое нарушение, человек может стать эффективным, упражняясь в навыках публичных выступлений.
Кстати, картавость у взрослых может быть последствием стертой дизартрии, невыраженной в детском возрасте, объясняет специалист. В большинстве случаев это можно скорректировать, но на постановку звука уходит много сил и времени. Куприянова приводит пример: к ней обратился юрист, чтобы исправить грассирующее [р], объяснил, что неловко себя чувствует на выступлении в суде, его речь звучит недостаточно солидно. Когда он поставил этот звук, говорить ему стало сложнее, потому что первое время требовался постоянный контроль над этим звуком. Позже навык входит в привычку, автоматизируется, но нужно время.
Помимо дефектов звукопроизношения, серьезно препятствует коммуникации и заикание. В детском коллективе над заикой смеются, не поддерживают, торопят. Этот негативный опыт только усиливает логофобию — боязнь говорить. «Для отдельных речевых нарушений преодоление страха, трансформация негативного опыта очень важны, -объясняет педагог. — В коррекции заикания действенны аутогенные тренировки, психотерапия наряду с логопедическими приемами постановкой дыхания, правильной фонации, голосоведения, нормализации темпоритма».
Профессиональный праздник -Международный день логопеда, отмечаемый 14 ноября, — Куприянова, как и ее коллеги, встретила на работе. «Мы тепло поздравили друг друга, поздравили наших студентов, а они нас», — говорит Ася Ильинична.
Интересно, но в детстве она вовсе не мечтала стать логопедом. Лучше всего ей в школе давались литература и русский язык, поэтому поступила на филологический факультет.
Закончила специалитет, защитила диссертацию в аспирантуре. И затем поняла, что литературоведение и лингвистика — это недостаточно прикладные специальности. Хотелось работать с людьми. «И тогда я задумалась, какую смежную специальность хочу получить». Выбор был между вокалом, актерским факультетом и логопедией. Ася Ильинична считает, что не ошиблась в выборе.
— Мне казалось, раз я пою и притом филолог, то могу лучше разбираться, как рождается голос и речь. На меня повлияла профессор, знаменитый ученый, удивительный человек и прекрасная женщина Зинаида Васильевна Поливара. Она пригласила меня обучаться логопедии, а после предложила работу на кафедре в институте психологии и педагогики. Она для меня не просто педагог, но и наставник. Я даже сказала бы — близкий друг.
Все дисциплины, знание которых необходимо логопеду, — психология, педагогика, логопедия и филология, — должны, поддерживая и подкрепляя друг друга, решать одну важную задачу — помочь выстроить комфортную коммуникацию, где человек будет понят и сможет понимать других.
***
фото: Логопед Ася Куприянова.