X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Лунная призма, дай мне реализма

Недавно я поделилась со знакомой восторгами от просмотра нового аниме. «Ты до сих пор смотришь эту ерунду?», — презрительно спросила меня знакомая.

Когда я попросила ее объяснить, откуда такая реакция, Аня немного растерялась. Для нее такое отношение к азиатской анимации — аксиома, а о причинах она давно позабыла. Нам обеим стало интересно разобраться в вопросе, и я попросила ее составить список претензий. А пока она размышляла, я обратилась за советом к Валерию Литвинову, искусствоведу, фанату кино и автору подкаста о киноновинках.

— Первые аниме начали показывать в России еще в семидесятые, -рассказывает Валерий, — но все это были совместные работы с советскими мультипликаторами и отличительные черты японцев там почти не угадываются. Настоящее знакомство с аниме началось с перестройкой и распространением видеопрокатов. Тогда-то и появились «Роботек» и «Ведьма Салли», которых сейчас уже толком тоже никто не помнит. Ну, а полномасштабное погружение случилось, когда по телевизору стали показывать «Сей-лор Мун» и «Покемонов». Это были очень специфические мультики и не лучшего качества. Почему им удалось захватить наши умы? Мне кажется, это случай из разряда «в нужное время, в нужном месте». Яркая смешная Сейлор Мун сразу понравилась детям девяностых.

«Аниме совершенно нереалистичное. Эти преувеличенно большие глаза, странные костюмы», — приходит мне сообщение с первым аргументом от Анны. Да, спорить тут сложно. Но с каких пор мультипликация претендует на достоверность? У вас же не вызывает вопросов, почему волк в «Ну, погоди!» носит одежду. Так почему с аниме другой спрос?

— Человеческий мозг достаточно ленив, нам сложно сразу принять отклонения от реальности. Японское искусство даже исторически сильно отличается от европейского, а если углубиться в историю их анимации, то ответ вообще до смешного прост — чем проще рисунок в сериале, тем быстрее художник уложится в сроки. Полнометражные фильмы делались тщательнее, именно они и принесли славу таким талантливым авторам, как Хаяо Миядзаки. Но и кроме него крутых авторов в Японии много, — считает Валерий Литвинов.

Главная ставка в аниме всегда на сюжет и эмоции, а вот о завихрениях философии и символизме речи куда меньше. (Какая часть человеческого лица самая выразительная? Вот вам и объяснение больших «анимешных» глаз.) Отличительная черта аниме — простое изложение мысли, очевидные (и часто забавно-утрированные) реакции персонажей. В итоге мы имеем интересный, нетривиальный сюжет (в фантазии аниме точно не откажешь) вкупе с простым и ясным изложением.

— Eсли вас интересуют более реалистичные аниме, рекомендую посмотреть работы режиссера Макото Синкая, его называют самым романтичным режиссером последних лет. Eго работы невероятно трогательны и часто посвящены таким темам, как первая любовь, — они вызовут эмоции у каждого. Но его фишка даже не в сюжетах, а в картинке: он действительно гениальный пейзажист. То, как он рисует облака, стало каноном среди современных художников, — говорит Валерий.

«Это мультики для детей, во взрослом возрасте стыдно такое смотреть. И мне кажется, там нет никакой морали, одни сцены насилия и короткие юбки», — считает Анна. Индустрия японской анимации — колоссальная производственная машина, по масштабам сравнимая с Голливудом. Там, где всего выходит очень много, неизбежны и провалы.

— Главная прелесть аниме в том, что они одинаково интересны, а главное, понятны как взрослым, так и детям. Работы мастера гротеска Масааки Юаса, «Паприка» Сатоси Кона, «Сказание о принцессе Кагуя» Исао Такахаты (сооснователь студии Ghibli, вместе с Хаяо Миядзаки) — все это шедевры, которые никак нельзя назвать детскими мультиками. Они сложные, многогранные, необычные, вдохновляющие. И еще, не могу не отметить, что отдельный вид искусства — это музыка к аниме. А что касается аморальности, то это ну очень натянутое обвинение. Я бы даже сказал, совсем наоборот, мысли о дружбе, верности, доброте там заложены и читаются куда легче, чем в американской анимации, — поясняет Валерий.

Я помню, с каким упоением ждала каждую серию «Сейлор Мун» по телевизору. Пересматривая во взрослом возрасте, я иногда смущалась от откровенно глупых моментов, продиктованных жанром, но сразу вспоминала, почему я так любила этот мультсериал. Мультик искренний, добрый, о дружбе и правильных поступках. Я до сих пор люблю и его, и аниме в целом, и мне совершенно не стыдно смотреть мультики, которые многому меня научили, да и просто доставляют удовольствие.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта