X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

О непотерянном времени

С семи лет Артем Чепе-люк играл в «Доту», а когда ему исполнилось 12, в бета-тестировании вышла «До-та-2». Она еще не была в свободном доступе, и для игры нужен был ключ, который Артем, по его собственным словам, добыл кровью и потом. Тогда и узнал о киберспорте и чемпионате мира.

Сегодня Чепелюк сам организует крупные турниры, а в двенадцать его шокировала информация о призовом фонде в миллион долларов. Он начал узнавать, какие бывают соревнования в нашем городе, какие есть команды и как пробиться на мировой уровень. Детская мечта превратилась в цель.

Согласно информации компьютерного спорта России, официально признаны шесть киберспортивных дисциплин: «боевая арена», «соревновательные головоломки», «стратегия в реальном времени», «технический симулятор», «спортивный симулятор» и «файтинги». В каждую дисциплину входит несколько игр, суммарно их 20 из миллиона существующих. Для того, чтоб игра могла называться киберспортивной, она должна соответствовать ряду критериев: в ней должен быть соревновательный элемент, она обязана быть бессюжетной, короткосессионной и обеспечивать игрокам равные условия.

Дота, с которой начинал Артем, это многопользовательская командная компьютерная игра в жанре MOBA (дисциплина «боевая арена»). Соревнования проводятся в командах, обычно по пять человек. В 13 лет Чепелюк пришел к идее собрать команду.

— Команда собиралась с горем пополам, — смеется Артем. — На тот момент уже были группы единомышленников в социальных сетях и форумы, где я искал желающих. Я был мальчишкой, и никто не воспринимал мои глобальные идеи серьезно. В итоге мне удалось собрать команду, где капитану, то есть мне, было 13, а остальным участникам под 30 лет. Авторитет пришел не сразу. Капитан -это не только тот, кто быстрее всех жмет на клавиши, это определенный тип мышления. «Я умел принимать быстрые решения, анализировать ход игры, разрабатывать стратегии. Мы стали выигрывать, а с победами пришло и уважение товарищей», — говорит спортсмен.

Чепелюк вспоминает первые турниры и говорит, что понимал, что добраться до чемпионата мира -нелегкая задача, но руки ни на секунду не опускал. Наоборот, чувствовал атмосферу и наслаждался процессом — со здоровой долей соревновательного интереса, но без фанатичного игнорирования реальности.

— Зарабатывать исключительно на киберспорте в Тюмени нереально: это мы поняли быстро. Основной заработок игрока — это соревнования, а они проходят редко. Крупные фестивали один-два раза в год. Призовой фонд там 500 тысяч рублей, из которых 250 тысяч за первое место. Даже если вы его займете, выигрыш делится на членов команды и вот эти пятьдесят тысяч ваш единственный заработок на ближайшие полгода-год. В Москве ситуация иная, там больше турниров и есть организации, которые могут пригласить игрока работать на зарплату. То есть организация полностью курирует команду, платит игрокам ежемесячный оклад, отправляет их на турниры, занимается рекламой и спонсорской поддержкой. Независимо от результатов игроки там получают деньги, а за победы — премии, -поясняет Артем Чепелюк.

Эта система вам ничего не напоминает? У меня возникла параллель с большим футболом. И Артем подтверждает: да, действительно, система абсолютно такая же, как в профессиональном спорте. Eсть команды, топовых игроков которых покупают, есть рекламные контракты, трансферные окна. И проблема у компьютерного спорта в России все та же, что и остального спорта — спонсорство. Зарубежная система выстроена так, что тот же футбол полностью существует за счет спонсорских средств, там совершенно другой уровень конкуренции и ставок, а, как известно, конкуренция ведет к развитию. У нас же организаций, которые формируют команды на зарплате, от силы полсотни на всю страну. Конечно, есть федерация компьютерного спорта, которая всеми силами развивает индустрию, но без регулярных финансовых вложений это сложно.

— Стоит учитывать, что в киберспорте есть и смежные профессии, которые дают заработать в индустрии игр. Можно стать, например, комментатором и вести прямую трансляцию с соревнований на стриминговых платформах. В серьезных командах есть аналитики, которые следят за тренировками, разрабатывают стратегии и ищут слабые места команды. Капитан готовит команду и находится в игровом пространстве как отдельный игрок, но его действия не учитываются судьями, он присутствует, чтобы видеть ситуацию изнутри и давать советы. Ну и конечно, есть судьи, организаторы, операторы, дизайнеры, — поясняет спортсмен.

Артем видит, как изменилась игровая индустрия в России особенно после 2016 года, когда киберспорт признан спортом. Критерии присвоения спортивных разрядов опубликованы на сайте Министерства спорта РФ в разделе «Виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне». Российские команды выступают на международном уровне. Например, в прошлом году команда «Team Spirit» осуществила мечту Артема и победила на чемпионате мира, забрав заветный миллион долларов. С победой их поздравлял президент страны.

Раз все так серьезно, значит, на эту специальность и учиться можно пойти? К сожалению, пока нет, но федерация разработала специальные шестичасовые курсы и профессиональную аттестацию для судей, регулярно проводит семинары и вебинары. А в ближайших планах открытие секций для молодежи.

Артем подчеркивает огромную роль саморазвития. Нужны многочасовые тренировки, полезны мобильные приложения, развивающие реакцию и внимание, литература по теме. Благотворно влияют и физические упражнения. «Я всегда привожу аналогию: если вы играете в карты, допустим в «дурака», с друзьями, вам будет это в удовольствие, а вот если перед игроками поставить чемодан денег, то они быстро начнут запоминать выбывшие карты», — считает Чепелюк.

У медали есть и обратная сторона: как и любые другие спортсмены, игроки имеют профессиональные заболевания. Самые распространенные — это проблемы со зрением и весь букет последствий сидячего образа жизни. Правда, насчет зрения вопрос уже спорный, так как производители компьютеров прошли тот этап, когда метровый экран нужно было закрывать темной пленкой — якобы это компенсирует излучение. Сегодняшние технологии позволяют обезопасить пользователей, но на все ли сто процентов? Это все еще повод для дискуссии.

На сайте федерации компьютерного спорта России в разделе «вопрос-ответ» приводятся результаты исследований, показавших, что киберспортсмены проводят в два раза меньше времени за компьютером, чем человек, который играет для удовольствия. После окончания тренировки спортсменам уже неинтересно играть на публичных серверах. У большинства спортсменов есть персональные тренеры, они поддерживают физическую форму, знают, что такое зарядка для глаз, как правильно оборудовать рабочее место, какой поставить монитор. Ведь концентрация участника финальной стадии турнира сопоставима с концентрацией автогонщика или спринтера — идет огромный выброс гормонов, учащается сердцебиение. Это тоже показали исследования.

Так все-таки многие ли выбирают киберспорт как единственную профессию?

— В восемнадцать такой выбор встал и у меня, — признается Чепелюк, — я принял решение пойти учиться на программиста. Среди моих знакомых многие выбрали другой путь, есть и те, кто пожалел. Но их сожаления посвящены скорее разбитым мечтам, а не потерянному времени. Сегодня не стыдно пойти учиться в любом возрасте, и всегда есть возможность передумать. Не нужно рассуждать об одном решении в жизни, как о точке невозврата.

Артем не только организует турниры, но и судит их, и участвует как игрок. Он собрал новую команду «Dark Horse». Правда, есть проблема: новичкам больше нравится играть, общаться друг с другом и хорошо проводить время, а не соревноваться и тем более стать чемпионом мира. Но Артем пока не готов строить прогнозы, какой его жизнь окажется завтра: он продолжает играть и ищет свой путь в сфере, которую любит.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта