Тюмень в плане ГОЭЛРО
В декабре 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов одобрил разработанный государственной комиссией под руководством Г.М. Кржижановского (1872 — 1959) план по электрификации России. В отечественной истории он сохранился под аббревиатурой ГОЭЛРО.
Экономическое районирование
Тогда же председатель Совета народных комиссаров Ленин провозгласил: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны». План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10-15 лет, предусматривал образование восьми основных экономических районов: Северного, Центрального, Южного, Приволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Кавказского и Туркестанского.
После окончательного подавления в нашем крае антибольшевистского крестьянского восстания Декретом ВЦИК от 12 ноября 1923 года из Пермской, Eкатеринбургской, Челябинской и Тюменской губерний создали Уральскую область, условно разделив ее на четыре зоны: Предуралье, Зауралье, Горнозаводской Урал и Тобольский Север.
В состав области входили 16 округов, 205 районов, 87 городов и 3100 населенных пунктов. По переписи 17 декабря 1926 года здесь проживало 6,8 миллиона человек, в том числе: в Предуралье — 1,6 миллиона, в Горнозаводской полосе -1,5, в Зауралье — 3,2 и на Тобольском Севере — 192 тысячи человек. Административным центром Уральской области считался город Eкатеринбург (с 1924 по 1991 год -Свердловск), в котором находились органы управления: областной съезд Советов, облисполком, Уральский областной комитет ВКП(б) и Полномочное представительство ОГПУ по Уралу.
Сама же Уральская область, как отмечалось в планах ГОЭЛРО, была организована как «мощный хозяйственный комбинат, в котором административные границы обеспечивали нормальное внутреннее кровообращение руды, леса, овса, хлеба». Изданный в то время учебник экономической географии утверждал: «Ископаемые богатства Уральской области велики, но сосредоточены главным образом в ее горах и предгорных территориях… Западно-Сибирская низменность обладает огромными запасами торфа, которые теперь кое-где начали использоваться».
Фабрика света
Первую электростанцию в Тюмени построил в 1893 году местный купец и пароходовладелец И.И. Игнатов. Освещались только пароходные пристани. Уличные фонари уездного города по-прежнему оставались керосиновыми.
Проект первой общегородской электростанции на 2000 лампочек разработал в 1908 году германский подданный Теодор Поль. Учредили «Товарищество Тюменской электрической станции» в составе: Иван Джонс, Василий Жернаков, Василий Бурков, Степан Щербаков, Николай Машаров, Михаил Брюханов, братья Колокольниковы… Летом 1909 года электричеством смогли осветить только часть улицы Царской (с августа 1917-го — Республики), да и фонари, как жаловались газеты, «горели плохо».
После запуска новых динамомашин («Ланц» — 200 л.с., «Вольф» -90 л.с. и «Эконом» — 30 л.с.) в 1911 году «освещаются городские улицы, значительная часть казенных учреждений, частные дома. Вскоре будет освещено здание почтово-телеграфной конторы»…
Электростанцию, названную в газетах «фабрикой света», запустили «против Спасского бульвара», на углу улиц Спасской (Ленина) и Войновской (Крестьянской, Кирова). Вот как описывает эту станцию почетный гражданин Тюмени, краевед В.E. Копылов: «Красивое краснокирпичное здание с большими квадратными окнами (сколько внутри света!) украшала арка с бронзовой надписью «Городская электроосветительная станция».
Сооружение опиралось на мощную, глубиной до 3,5 метра, каменную кладку. Рядом фабричная труба, от одной из стен пачками шли электрические провода. Через них электроэнергия доставлялась абонентам, число которых достигло трехсот».
После Октябрьской революции и Гражданской войны (1917 — 1920) тюменские предприятия национализировали. Лесозаводам «Красный Октябрь» и «Республиканец», чугунолитейному, перепрофилированному в станкостроительный «Механик», спичечной фабрике «Пламя», на базе которой организован фанерокомбинат, не стало хватать мощности старой электростанции (ее здание не сохранилось).
Поэтому в перечне районных электростанций, предусмотренных планом ГОЭЛРО, появился проект строительства в Тюмени второй общегородской электростанции.
Город имен
В июне 1927 года газета «Красное знамя» сообщила: «Новая электростанция на 2000 квтч — 300 л.с. будет построена за речкой Тюменкой, рядом с водонасосной станцией возле бывшего монастыря. На строительство требуется 1 миллион 150 тысяч рублей, из которых 500 тысяч должен дать город — каждое учреждение внесет определенную сумму. Остальные деньги будут выделены электробанком в виде долгосрочной (на 10-12 лет) ссуды».
Перед торжественной закладкой фундамента новой электростанции городские улицы «зачистили» от «бродячего скота». «Произведенной по городу облавой конного резерва милиции задержано 53 бродячих коровы и 35 козлов. На их владельцев составлены протоколы для наложения денежного штрафа с последующим его перечислением в фонд строительства электростанции».
На митинге постановили «присвоить электростанции имя старого рабочего и большевика товарища Лазарева». В фондах Государственного архива социально-политической истории Тюменской области (ГАСПИТО) отыскалось его личное дело.
Лазарев Гаврило Гаврилович родился в 1871 году в Пензе. С 1912 года работал машинистом паровоза на железной дороге Тюмень — Омск. В его характеристике отмечалось: «Несмотря на преклонность своих лет, в то время, когда на Советскую республику надвигалась белогвардейская опасность и растущий бандитизм, он добровольно вступил в ряды Красной Армии, где от рядового красноармейца дошел до комиссара связи в 29-й дивизии. Уйдя в 1919 году с военной службы, работал по укреплению тыла: занимал ответственные посты замзав лесозавода, предгорсовета, завокротдела коммунального хозяйства… Напряженная работа сломила его здоровье, и смерть вырвала в мае 1927 года из рядов честных работников…».
Почетным членом наблюдательного комитета за строительством электростанции избрали народного комиссара внутренних дел Александра Георгиевича Белобородова. Основанием для такого решения послужило то, что Белобородов работал в старые годы электромонтером на тюменской электростанции.
Торжественное «включение в эксплуатацию первой очереди новой электростанции при одном действующем турбогенераторе мощностью в 1000 кВт-ч состоялось в день 12-й годовщины Октябрьской революции». (К тому времени «почетного электромонтера» Белобородова, поддержавшего во внутрипартийной борьбе Л.Д. Троцкого, исключили из партии, уволили из НКВД и выслали в Архангельск. В 1930 году он заявил о разрыве с троцкизмом. Возвращен из ссылки, восстановлен в ВКП (Б), но использовался на рядовой должности уполномоченного по заготовкам комитета торговли по Азово-Черноморскому краю. Через шесть лет арестован и расстрелян как очередной «враг народа». Реабилитирован в 1958 году).
Тупиковая ветка
Индустриализации Урала требовалось много древесины для строительства бараков, в которых селили раскулаченных крестьян, направленных на «социалистические стройки» — предприятия угледобычи, рудники и металлургические заводы.
Расположенный в Тюмени на берегу Туры лесопильный завод Новоселовых, получивший после национализации название «Красный Октябрь», снабжал топливом новую электростанцию на улице Коммунистической, 27 (бывшая Большая Монастырская). Бревна для дров поставлялись по реке сплавом.
В 1931 году на территории, примыкавшей к Затюменскому кладбищу, развернули строительство деревообделочного комбината, получившего имя Ленина. Рядом проходила железнодорожная ветка, связывавшая мукомольную мельницу, устроенную в первом десятилетии XX века на речке Баба-рынка, с товарным двором станции Тюмень. Для снабжения нового ДОКа пиломатериалами с лесозаводов «Красный Октябрь» и «Республиканец» президиум тюменского горсовета принял постановление от 13.10.1932 года «по вопросу об окончании достройки железнодорожной ветки к лесозаводам к 15-й годовщине Октября».
Главным препятствием считалось «большое, заросшее кустарником болото, на расстоянии 500 метров от завода «Красный Октябрь». Старожилы тех мест вспоминали, как здесь тонули отбившиеся от стада коровы. Для преодоления топкого участка пути горком комсомола и редакция «Красного знамени» предложили «общественный буксир». В газете появилась ежедневная рубрика «Вчера на ветке». Сообщалось: «До октябрьской годовщины осталось 13 дней; расстояние до Бабарынки 210 метров!» В том же номере постановление бюро горкома ВЛКСМ: «Eще раз указать всем комсомольским организациям как города, так и деревни, что строительство ветки к лесозаводу «Красный Октябрь» является подарком к 15-й годовщине Октября». На субботник 30 октября у новой электростанции собрали 675 человек и 39 лошадей. В архиве сохранился исторический документ, датированный 26 ноября 1932 года: «Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны служба пути ст. Тюмень тов. Андрушкевич, с другой стороны представители редакции, руководители «общественного буксира» по достройке ветки к «Красному Октябрю» тов. Бирюков и Торопов, установили: …Проложенный участок пути через болото на протяжении одного км при общей длине трассы 4 км вполне годен для эксплуатации. С сего числа «общественный буксир» считать законченным, и ветка вступает в эксплуатацию для перевозки лесоматериалов, угля (для электростанции), кирпича для предприятий Тюмени, так и для строек Урала».
В 1943 году деревообделочный комбинат и лесозаводы объединили в одно деревообрабатывающее предприятие с сохранением названия «Красный Октябрь». На выкатке бревен из Туры, их распиловке и заготовке торфа для электростанции «ручным способом» на 20-м разъезде озера Андреевского использовались военнопленные из лагеря НКВД № 93. Этот лагерь создали в заречной части Тюмени с отделениями в Боровском и Червишево после разгрома немцев и их союзников-итальянцев, румын и венгров под Сталинградом и Воронежем. Для бесперебойной подачи электроэнергии в здание сельхозтехникума на улице Республики, в котором с июля 1941-го по март 1945-го сохранялось вывезенное из Москвы тело Ленина, от электростанции на улице Коммунистической пробросили специальный кабель.
После войны на Затюменском кладбище, в западной части которого в 1937-1938 годах по ночам тайно хоронили безвинно расстрелянных в подвале горотдела НКВД на углу улиц Республики и Семакова тюменцев, построили асфальтовый завод и комбинат коммунальных предприятий.
В октябре 1960 года была пущена первая очередь ТЭЦ-1, работавшая на торфе и угле (ее начали строить в 1953 году).
В настоящее время нет ни ДОКа, ни лесозаводов. На месте производственных цехов деревообрабатывающего и мебельного предприятия, пилорам и асфальтового завода стоят высотные дома жилых районов. Бесхозный участок тупиковой железнодорожной ветки от улицы Полевой через бывшее топкое болото к реке Туре перекрыт на улице Коммунистической, 16а массивными металлическими воротами с большим висячим замком. Краснокирпичное здание бывшей городской электростанции и складские помещения лесозавода «Красный Октябрь» заняты оптовыми базами.
Хорошо бы по примеру других городов Горнозаводского Урала открыть здесь музей промышленной лесопереработки, а тупиковую ветку, построенную 90 лет назад, превратить в филиал детской железной дороги.
***
фото: Здания электростанций на улице Госпаровской, 33 и Коммунистической, 16а;;Ж.д. тупик на ул. Коммунистической.