Денис, повелитель склонов
Я смотрю, как снегоуплотнительная машина разравнивает кучи, насыпанные снеговыми пушками. Таких гусеничных ратраков у центра спорта и отдыха «Воронинские горки» два, и оба итальянской фирмы Prinoth.
Денис Бабушкин, главный механик, работает на модификации «Хаски» (Husky). Я лезу в кабину, и мы ползем вверх по склону. Интересно, что когда дверь салона открывается, ратрак автоматически останавливается. Потому что так безопаснее. А еще тут только одна педаль — газа. Тормоза нет, ну если только поставить на ручник.
Через панорамное окно кабины я отлично вижу, что наш ратрак наползает гусеницами на самый край снежной кучи, и зажмуриваюсь, представляя, что сейчас мы упадем. Но Денис только смеется и говорит, что центр тяжести ратрака внизу и что машина для того и предназначена, чтобы ездить по отвесным горам.
Впереди ратрака закреплен отвал, проще говоря, лопата. Но не простая, а поворотная и с двумя лопастями по бокам. Водитель опускает отвал ниже и начинает разглаживать трассу для тюбинга, а снежная насыпь плывет перед нами волнами, как будто мы идем по реке на моторной лодке. Снег, который сделали пушки, плотнее и тает гораздо медленнее. И ездить по нему намного комфортнее, рассказывает механик.
Сзади машины есть фреза, она перемалывает снег в муку, а рядом закреплен рифленый полиуретановый финишер — разравниватель следа ратрака (он делает так называемый вельвет, оставляя на снегу тонкие, едва заметные борозды).
Денис работает на Воронинских горках одиннадцать лет. Когда-то он занимался снегоходным спортом и даже участвовал в любительских соревнованиях. Получил высшее образование, окончив тогда еще сельхозакадемию, и устроился по специальности — механиком. Имеет права категории E, которые и нужны для управления ратраком. Мечтает повысить свою квалификацию и слетать в Сочи, где ежегодно проходят курсы по управлению ратраком.
— Какие такие особенности управления у ратрака, если он даже не едет быстрее сорока километров в час?
— Дело не в разгоне. На курсах изучают особенности построения сноупарков, трамплинов, углов, подъемов и фрезеровку трасс в разных погодных условиях.
— Что вы умеете строить?
— Из снега практически все. Например, снегоходные трассы. Нарезаем лыжню, есть даже такая штука, которая крепится сзади и формирует лыжню для беговых лыж. До прошлого года я делал трассы в Затюменском парке и в Боровом по Ялуторовскому тракту. Детский городок с горкой делал этим ратраком тут, возле склона, в прошлом году.
Оказывается, механики центра самостоятельно обслуживают свои ратраки. Сложнее, когда что-то ломается, ведь ближайшие сервисные центры находятся в Самаре и Москве. Этим летом меняли резиновые ленты гусеницы, на которых держатся алюминиевые грунтозацепы. От износа ленты лопаются, а чтобы их поменять, нужно раскрутить все грунтозацепы, а их немало. Вообще-то у ратрака есть и колеса, они находятся внутри гусеничного механизма, и бывает, что тоже выходят из строя. А одно такое колесо еще в прошлом году около сорока тысяч рублей стоило. Запаски нет.
Замечаю в салоне магнитолу. В ратраке можно слушать радио, а можно подключить телефон и слушать что угодно. Денис любит самую разную музыку, а когда первого января выезжает обслуживать склон, то включает новогоднюю, берет термос с чаем и наслаждается видом из кабины.
***
фото: Денис Бабушкин;Ратрак.