Культура ярмарочной торговли
Мороз отменил ярмарку в минувшие выходные. Но будем надеяться, что следующие встречи покупателей и продавцов состоятся. На всех четырех площадках Тюмени. Их адреса (улица Севастопольская у выставочного зала, Цветной бульвар, парковка по улице Льва Толстого и на проезде Солнечном, 11, возле торгового центра «Заречный двор») не меняются уже третий год. Увеличивать число ярмарочных точек пока не планируется, говорит директор городского департамента потребительского рынка Eлена Eремина.
— Ими мы «покрываем» основные районы города. Каждая ярмарка (точка) — это как акупунктура, — приводит пример Eлена Михайловна. — Люди собираются в одном месте в одно время. Продавцы должны быть там, где будет отдача. Мы изучаем ситуацию, характеристики населения, торговые центры в округе — иногда наличие торгового центра становится ограничением, а иногда подспорьем.
Eлена Михайловна говорит, что хорошо идут продажи на площадках по улице Льва Толстого и на улице Севастопольской — густонаселенные районы, покупатели среднего и старшего возраста.
— Площадку для ярмарки на Солнечном проезде безвозмездно предоставляет собственник, это частная территория — парковка торгового центра «Заречный двор», -продолжает Eремина. — Когда мы там только начинали, то очень переживали, пойдет ли покупатель в торговый центр, когда рядом работают приглашенные продавцы. Но оказалось, что ярмарка выгодна всем: в дни ярмарки товарооборот «Заречного двора» вырастает на 30 процентов!
Сейчас ярмарки проводятся совместно с департаментом культуры, который организует концертные программы. Творческие коллективы домов культуры выходят с конкурсными, песенными и танцевальными номерами.
Так, центр татарской культуры устраивал для детей конкурс по прыжкам в мешках. На площадке по улице Севастопольской проводили казачьи игры. «Мужчины что-то невероятное делали с шашкой, она колесом вращалась в их руках, ею резали бутылку на кусочки… народ собирался вокруг и забывал, зачем пришел: я видела, как с ячейками яиц в руках люди застывали — засматривались», -говорит директор департамента.
— Получается классический ярмарочный балаган?
— Да. Центр культуры и творчества «Тюмень» организует программу на Цветном бульваре. Устраивает конкурсы на знание продукции, названий и характеристик товара. Товаропроизводители сами обеспечивают призовой фонд: кусочек сыра, баночка меда. Получается очень оживленная площадка.
Цветной бульвар, как правило, у нас спящий, смеется Eлена Михайловна. Там чуть позже обычного приходит покупатель. Ну, так откорректировали время открытия этой ярмарки. Все остальные площадки начинают работу в восемь утра, а Цветной бульвар позже.
Вообще в Тюмени высокая покупательская способность. Правительство Тюменской области заключило соглашения с правительствами Свердловской и Курганской областей на участие их товаропроизводителей в наших ярмарках с бесплатными местами. И наоборот, мы к ним тоже отправляем наших фермеров. Но к нам едут охотнее. Потому что у нас больше продается.
На ярмарках стали продавать дорогие твердые сыры и дорогие рыбные консервы. Горожане хорошо реагируют на такие товары, замечает Eремина.
Eе слова подтверждает опыт ремесленной сыроварни «Сырник». Весной и осенью сыровары участвовали в ярмарках на Цветном бульваре. Нынешней осенью дважды, а прошлой весной вообще не пропустили ни одной.
— Мы сразу пришли на ярмарку с твердыми и полутвердыми дорогими сырами, весной были хорошие продажи, почти 80 процентов. А осенью продажи упали у всех, -говорит Наталья Сорокендя, совладелица сыроварни.
Наталья говорит, что после ярмарки у них появляются новые клиенты, которые прежде не знали про «Сырник». Торговые места предоставляются бесплатно — и это хороший способ реализации сыра. Ремесленная сыроварня устраивает бесплатные дегустации и приглашает на экскурсии в свой сырный погреб в селе Луговом.