Никто не помнит имя того, кто был вторым
— Не ожидал такой теплой встречи в Кемерово, — признается художник Игорь Рязанцев. — Люди подходили, спрашивали, мол, почему мы о вас до сих пор не знаем.
И действительно — почему? Второй десяток лет Рязанцев оттачивает уникальную технику создания картин из акриловых нитей, нанося их при помощи шприца на предварительно окрашенную поверхность. Эта техника получила название -филумизм. Художник из Тюмени, рисующий шприцем, с тех пор приобрел большую известность. Так что совершенно не случайно сотрудница Кузбасского краеведческого музея, приехав в Тюмень в гости к дочери, отправилась смотреть работы Рязанцева. Вернувшись в Кемерово, она без труда убедила директора музея отправить художнику приглашение устроить персональную выставку.
Рязанцев говорит, что выставка в Кузбасском музее — первая официальная выставка его работ не в Тюмени. Но вообще-то он уже возил свои работы в частные музеи Тобольска и Сургута, поэтому у него уже есть стандартная защитная упаковка. Доставку картин в Кемерово осуществляла транспортная компания, все расходы, в том числе питание и проживание, взяла на себя принимающая сторона.
Приятно, говорит Рязанцев: его картины в музее сменили выставку Никаса Сафронова. Планировалась, что провисят десять дней, но руководство музея попросило разрешения оставить картины «на второй срок» — до 20 декабря. В том числе и портрет Григория Распутина, она произвела впечатление на всех. «Здесь вопрос не в том, кому какая личность интересна, а в технике исполнения, — считает художник. — В том, что цепляет».
— В музее побывали тысячи людей, — делится Игорь. — Все говорили «не останавливайтесь, продолжайте, мы хотим посмотреть». Поэтому я принял решение написать картину длиной в километр.
Уже второй год Рязанцев переносит наброски на холст. Сюжеты берет из «Божественной комедии» Данте Алигьери.
— Читал произведение несколько раз, после пересмотрел всех конкурентов, чтобы не повториться. Сальвадор Дали, Сандро Боттичелли — кто только ни пробовал рисовать по мотивам этого произведения. Eсли первый проект я считаю своим детищем — что бы я ни делал, все было новым, не видел ни у кого, — то во втором случае много кто пробовал, но мне хочется другого, — объясняет Рязанцев.
Художник признается, что вообще-то ему и дома хорошо, и что он сам себя ругает, когда долго находится в разъездах, ведь это тормозит работу. С другой стороны, Игоря вдохновляют новые места, новые люди.
Интересно, что Рязанцев не запрещает фотографировать свои работы, но запатентовал филумизм как способ выполнения живописных работ.
— Пабло Пикассо никакой патент не получал на кубизм. У него множество подражателей, но в этом жанре Пикассо не превзойти, — считает художник. — Одно дело, когда ты начинаешь, ищешь свое, а другое дело, когда человек заимствует, не придумывают ничего своего. Не нужно подражать, это даст лишь разочарование. Не переставайте искать.
***
фото: Игорь Рязанцев рядом с портретами Николая II и Григория Распутина.