Биотехнологии против стресса
Проект, который реализует Аграрный университет Северного Зауралья совместно с компанией «Иннопрактика», направлен на развитие отечественных конкурентоспособных технологий для агропромышленного комплекса.
Биологические препараты — фунгициды, регуляторы роста, а также деструкторы, — тестируют и внедряют в Тюмени с 2020 года сотрудники агротехнологического института (этой командой руководит доцент кафедры земледелия Станислав Миллер) и института прикладных аграрных исследований и разработок (команда старшего научного сотрудника Eвгения Демина).
Биологические препараты нужны, чтобы частично отказаться от химизации, снизить пестицидную нагрузку и получить продукцию с улучшенными характеристиками.
Российские институты, которые занимаются микробиологией, выводят штаммы и отдают их в разработку. Препараты доставляют в разные регионы и смотрят, как они работают в разных климатических условиях.
— Наша задача: понять, есть ли толк от этих препаратов? Результаты передаем куратору «Иннопрактики», а там уже делают общий отчет по стране, — объясняет Станислав Миллер.
«Метабактерин» — биофунгицид широкого спектра действия и «Плантерел» — регулятор роста на основе коллоидного серебра. Оба препарата тестируют на опытном поле в Утешево, где выращивают озимую рожь, тритикале (гибрид озимой ржи и пшеницы), яровые пшеницу, рожь и ячмень.
— Мы оценивали урожайность и качество. В первый год на некоторых культурах получили достоверную прибавку, — рассказывает доцент кафедры земледелия.
В 2021 году проект вышел за рамки опытного поля — на поля сельхозпроизводителей. В Казанском районе биопрепараты тестировали на пшенице, в Заводоуковском — на ячмене и рапсе, в Бердюжье — на яровой пшенице в Тюменском учебном опытном хозяйстве — на пшенице.
В стандартной схеме хозяйства химический фунгицид меняли на биологический. Научное сопровождение вели весь вегетационный сезон.
Команды Демина и Миллера приезжали в хозяйства и протравливали семенной материал: перед посевной проводится такая полусухая обработка через форсунки — препарат должен полностью покрыть семя. Затем обработку «Метабактерином» и «Плантерелом» необходимо повторить «по листу» в определенную фазу.
— Это самое сложное, — говорит Eвгений Демин. — Нужно, чтобы не было ни осадков, ни прямых солнечных лучей. Опрыскивание биопрепаратами надо проводить после гербицидной обработки.
Гербициды идут в ход на фазе кущения зерновых. Увы, они влияют не только на сорняки, но и на сами культурные растения — те переживают стресс. Задача биопрепаратов — снять у растений этот стресс.
Eсли биопрепаратами и регуляторами роста не обрабатывать, то растение в течение недели рост притормаживает. А с регулятором роста уже на четвертый день возвращается к нормальному режиму.
— На сорняки биопрепарат тоже попадает, вдруг сорняк не умрет?
— Гербицид сорняк убьет. Он действует избирательно. На сегодняшний день мы не встречали биологический гербицид. Только химический, — говорит Демин.
— Можно ли сказать, что использование биопрепаратов экономически более выгодно?
— Все зависит от препаратов. Некоторые химические дороже. Химических препаратов очень много на рынке, и цена у каждого разная, — поясняет Демин.
Биологический деструктор команда в этом году тестировала впервые. Он ускоряет процесс разложения соломы льна масличного. Солома именно этой культуры долгие годы остается в почве и не разлагается, а при обработке почвы забивает бороны.
В Армизонском районе ученые ставили опыты по работе деструктором: сетчатые мешочки с образцами соломы льна масличного закапывали в землю на разную глубину, добавляя живые микроорганизмы, чтобы посмотреть, как микрофлора будет работать на каждом горизонте, с какой глубиной обработки почвы. В дальнейшем полученные выводы станут руководством для хозяйств.
Для отработки биотехнологии одного года исследований или даже двух недостаточно, поэтому в планах на 2023 год — продолжать. А еще подключить к исследованиям новый препарат из портфеля «Иннопрактики».
***
фото: Евгений Демин и Станислав Миллер;Обработка опытного поля.