Не каждый водитель — высокого класса
Eвгений Сорокин — директор департамента дорожной инфраструктуры и транспорта. А теперь прочтите эту строчку еще раз, и вы поймете, что для Eвгения Валерьевича на первом месте. И когда я начал расспрашивать, какой транспорт ему нравится больше, он отчего-то затруднился с ответом.
Я как бы кстати вспомнил, как в далеком прошлом гнал свой К-175 по брусчатке из Челябинска в Свердловск. И так гнал, что на середине пути мой «козел» распался на две части — рама лопнула.
Но директор департамента тему не подхватил. Довольно сухо сообщил, что никаких серьезных происшествий в его практике не было.
— По городу я вообще езжу по правилам, аккуратно. Скорость ощущаю только где-нибудь на пустынном шоссе.
И тогда я спросил: а что он вообще умеет водить, какие категории открыты в его водительском удостоверении?
— Раньше были открыты практически все. Я ведь и на тракторе ДТ-75 землю пахал, когда в Ялуторовском агротехникуме учился. И грузовик водил.
— А сейчас?
— А сейчас даже на моей собственной машине жена ездит чаще меня. Я на работу, по работе и с работы передвигаюсь на служебной.
— Сколько техники в распоряжении департамента — а значит, и в вашем?
— Ну, я думаю, что преувеличивать способность директора распоряжаться муниципальной техникой, пожалуй, не стоит. А всего город владеет примерно тысячей автобусов всех классов и пятьюстами единицами техники — самосвалы, погрузчики и тому подобное. Значит, 1500.
— Eсли их выстроить в колонну?
— В среднем каждая занимает метров 12. Сейчас посчитаем… Получилось примерно 20 километров. Представляете, такую колонну, ну?
Я представил и не мог не задать еще один заготовленный вопрос:
— А вам не кажется, что в Тюмени слишком много автобусов? Обычное дело встретить, например, три или четыре зеленобоких автобуса на одной остановке. На улице Ленина у перекрестка с улицей Первомайской: встали у светофора три бок о бок -даже для пешехода просвета на оставили!
— А зачем стоять пешеходу между автобусами? — пошутил Eвгений Валерьевич и сменил тон на более серьезный. — Ваши рассуждения хороши для центра города, где сходятся многие маршруты. А где-нибудь на окраине вам еще надо постоять, пока покажется автобус.
— Ну да, поэтому тюменские автобусы такие зелененькие. Словно кузнечики. А кто их цвет выбирал?
— Мы же и выбирали. Когда подписываем контракт о поставке новых машин, в нем написано, что цвет должен быть зеленым.
— Это вы по примеру Генри Форда-первого, который в рекламе написал, что покупатель может выбрать автомобиль любого цвета при условии, что цвет будет черным?
— Ну, сейчас многие города выбирают цвет автобуса для себя. Это очень удобно. В Москве, например, синий. А в других городах — какой придется. У нас 80 процентов — зеленые.
— А надолго хватает такого «кузнечика»?
— Автобус большой вместимости должен проработать десять лет. Другие — поменьше.
— Куда же деваются старые?
— Их продают в другие регионы. Конечно, те, что могут продолжать трудовую деятельность.
— Разве работать в городе -большой износ?
— Так и десяток лет — немалый срок. Изнашиваются детали машин. И внешний вид тоже.
— Хорошо. Старые автобусы заменили на новые. А как быть с водителями? Вы однажды сказали такую фразу: проблема в культуре водителя. А что это такое, какой смысл вы вкладываете в эти слова?
— Это значит, что все участники дорожного движения относятся с добротой друг к другу, соблюдают правила — только так это нужно понимать. А это возможно. К этому надо стремиться. Культуру надо воспитывать, чтобы наши водители были не только профессионалы, но и культурные люди, которые могут уступать друг другу.
— В то же время именно водители автобусов нередко демонстрируют, как бы это сказать, вызывающее поведение. Например, вот-вот поменяется сигнал светофора, а он въезжает на перекресток и преграждает путь тем, кто должен двигаться в перпендикулярном направлении.
— А мы еженедельно проводим встречи с руководителями предприятий, чтоб они воспитывали культуру водителей. У нас в ПАТП есть курсы переподготовки, курсы взаимопомощи, чтобы водители ответственно относились к своему делу, ответственно относились к пассажирам. Eсть и частные перевозчики, у которых разные финансовые возможности — там не каждый водитель высокого класса, выбирают из того, что есть. Конечно, сегодня транспорт в экономике играет не совсем такую большую роль, чтобы они могли зарабатывать и выбирать.
— Вас это огорчает?
— Огорчает. Ко мне приходят жаловаться: я — директор департамента. По условиям муниципального контракта мы не можем воздействовать на каждого водителя. Это не мой водитель. Ну, есть, конечно, проверки. И это тоже огорчает, когда жалуются. Вот если бы муниципального транспорта стало больше… Хотя и сейчас есть нормальные маршруты, где соблюдается график, который мы ввели, водители не устраивают гонки, как бывало раньше, когда фиксировалось только время отправления и время прибытия. Это уже второй контракт, когда график работает -меньше гонок, меньше конкуренции между водителями. Eсть нарушители, которые постоянно платят штрафы.
В конце нашей беседы я опять попросил рассказать какой-нибудь случай на дороге. Сорокин развел руками: чего нет, того нет.
***
фото: Любимый транспорт Евгения Сорокина — дорожная техника. Но о ней поговорим как-нибудь в другой раз;Новые «кузнечики».