Разгадать природу гаффской болезни
Феномен малоизученной гаффской болезни обсудили на первом собрании дискуссионного клуба аграрного университета Северного Зауралья.
На встречу пришли специалисты аграрного и медицинского университетов, представители Тюменского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Роспотребнадзора, областного департамента недропользования и экологии.
Профессор кафедры водных биоресурсов и аквакультуры ГАУСЗ Александр Литвиненко предполагает, что токсины накапливаются в грунте после зимовки. Водоемы — замкнутая система. В Андреевское озеро (это озеро в Тобольском районе, где была выловлена зараженная рыба) впадают реки, у рек бывают паводки. В воде находится фитопланктон, макрофиты. Они могут быть дополнением к общему токсикозу грунтов.
— Также не помешало бы проверить теорию природных нефтепродуктов, которые есть в этом озере, узнать, каких они видов и в каком количестве, — продолжает ученый. — Скорее всего, загрязнение в донных отложениях органическое, что является общим признаком, характеризующим все вспышки гаффской болезни. В то же время нефтепродукты не антропогенной причины, ведь рядом с этой территорией нет промышленности, не развито и сельское хозяйство.
Все озера, в которых впоследствии обнаружили зараженную рыбу, находятся неподалеку друг от друга. Специалисты хотят проверить, не мигрирует ли причина заражения с подземными водами.
— Сложно говорить, пока мы не знаем, с чем боремся, — признается Александр Иванович. — Но было бы не лишним провести изучение донных отложений. Мы извлечем биогены и оседающий марганец. Изучив отложения, мы получим результат. Насчет рыб нужно проводить серьезные исследования, найти современные методы обработки, которые позволят убрать токсины.
— Нам поставили задачу исследовать два озера, но в качестве контрольного эксперимента можно проанализировать грунт и состав воды в близлежащих водоемах Иртышского бассейна, где не зафиксирована гаффская болезнь. Все водоемы соединены крупными и мелкими каналами и протоками, — говорит ректор университета Eлена Бойко. — Eсли озера идентичны, то причина не в составе грунта. Eсли резко отличаются, то это один из тех признаков.
Ученые считают этот способ доступным. Ведь так без привлечения огромного бюджета можно контролировать ситуацию.
— Мы какой-то компонент экосистемы упускаем, — считает Литвиненко. — Токсин может находиться и не снаружи. Я предполагаю, что проблема может быть в кишечнике рыб.
Участники дискуссии хотят собрать все материалы вместе. Собрав данные об уровне водности, температурном режиме, наступлении цветения воды в одну базу, можно проанализировать их с помощью нейросети — и предупредить заражение.