Академгородок, сын прошлого и будущего
Представьте, что вы очутились в городе, где все подчинено торжеству человеческого ума, из вашей квартиры рукой подать до любой научной лаборатории, откуда новейшие разработки попадают в массовое производство.
Утопичный полис из фантастических книжек, скажете вы? Нет, это всего лишь академгородок -проект, совмещавший научные институты, экспериментальное производство, жилые дома и сопутствующие учреждения для советских ученых и их семей.
Михаил Маклаков, магистрант тюменской Антропошколы, отправился в экспедицию по сибирским академгородкам и уже успел побывать в Новосибирске, Красноярске и Иркутске, а в дальнейшем планирует посетить и Томск, чтобы изучить современное наследие советских городов науки.
В академгородках концентрировались лучшие умы страны. Но при этом в культурном плане места компактного проживания ученых сохранили и даже законсервировали советский менталитет. Как полагает Михаил, этот менталитет является одной из характерных черт тамошнего населения:
— Зачастую академгородки строились либо в некотором отдалении от городов, чьими спутниками они являлись, либо на их окраине. В отличие от закрытых административно-территориальных образований здесь никаких физических ограничений для въезда и выезда не было. Зато сформировались ограничения ментальные — жители академгородка были частью советской научной элиты, и шлейф этой элитарности многие старожилы берегут и сейчас. Они выступают против массовой застройки и слияния микрорайона с другими частями города, что мешает созданию современной инфраструктуры и привлечению молодых специалистов, без которых существование и развитие научных институтов просто невозможно.
При строительстве академгородков важной задачей было сохранить существующую природную экосистему. По мнению Михаила, экологическая ориентированность до сих пор отличает обитателей этих мест:
— Близкое расположения сибирских академгородков к лесам и рекам отразилось на менталитете, сформировало у местных жителей экофильное сознание. Возможно, поэтому они думают о природе несколько больше, чем обычные горожане. Это проявляется, например, в организации зеленых пространств, поддержке экологических практик, создании оранжерей и музеев природы.
При всех общих чертах каждый сибирский академгородок по-своему уникален. Михаил связывает эти различия в том числе с научной специализацией каждого наукограда. Так, новосибирский с самого начала специализировался на приборостроении, биотехнологиях и кибернетике, а в нынешнем веке к ним добавились еще и нанотехнологии. Этот научный центр был построен в 1957 году, а в 2014 году был включен в реестр объектов культурного наследия региона.
С одной стороны, экофильное мировоззрение, с другой — наследие советской науки, с третьей -участие в развитии новых технологий. Интересно, как все это смешивается внутри одного академического сообщества. К примеру, популярное граффити «Футуристы, вперед!» изначально обращалось к просто туристам, но «футуристы» оказались местным жителям ближе.
У иркутского академгородка, по словам Михаила, совершенно другой научный ориентир. Здесь фокус сделан на геологии, геохимии и климатических исследованиях. На его территории расположен фитотрон — уникальная станция искусственного климата для экспериментов по выращиванию и улучшению свойств растений со всего света. Кроме того, иркутский академгородок самый старый в Сибири -он основан в 1949 году.
— Большое впечатление на меня произвел разговор с хранителем местного музея, в котором можно найти архивные документы, фотографии, другие свидетельства об истории научной жизни в Иркутске. Кроме того, мне запомнилась прекрасная оранжерея при Сибирском институте физиологии и биохимии растений — за окном снег и холод, а внутри жара, райский сад и бананы.
Научная деятельность красноярского академгородка посвящена исследованию функционирования биосферы и сохранению биологического разнообразия. Этот академгородок основан в 1978 году, на его территории располагается уникальный музей леса с гигантской диорамой лесной флоры и фауны Сибири.
— Нам посчастливилось встретить местную жительницу, которая провела для нас экскурсию по городку и показала все уникальные местные растения, ведь красноярский академгородок — это одновременно и лес, и сад, и березовая роща, и сосновый бор. Там проводились эксперименты по моделированию автономной экологической системы жизнеобеспечения человека, — говорит Маклаков.
Кстати, работники сибирских академгородков активно сотрудничали и с тюменскими учеными. Например, в середине прошлого века новосибирские специалисты помогали тюменцам в разработке амбициозного (но так и не осуществленного) проекта Нижнеобской ГЭС на Ямале, а позже совместно осваивали природные ресурсы Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов. А в нынешнем году красноярские, новосибирские и тюменские ученые договорились о сотрудничестве в проекте по снижению выбросов углекислого газа. Получается, что историческое и научное наследие сибирских академгородков также связано и с развитием нашего региона.
***
фото: Интервью с хранителем музея новосибирского академгородка.;Михаил Маклаков в оранжерее иркутского академгородка