Если мама «не в ресурсе»
Тюменской ассоциации детских развивающих центров в будущем году исполнится пятнадцать лет. Eе президент Марина Бакулина (также владелец трех частных детских садов и школы) говорит, что за эти годы образовалось такое количество частных детских садов, что их перестали считать.
Но не все частные детские сады вступают в ассоциацию. И не всех берут.
— Что дает ассоциация?
— Общение с профессионалами. У нас есть чат, вопросы можно задавать хоть каждый день, тебе ответят другие владельцы садов, у кого есть нужный тебе опыт.
Ассоциация сообщает о субсидиях и о проверках, разъясняет законодательство. Eще устраивает конференции, на которые привозит специалистов из других городов.
Мы считаем с Мариной: ребенок, который ходит в муниципальный детский сад, обходится государству примерно в одинадцать тысяч рублей ежемесячно. Eго питание оплачивают родители. Отдать ребенка в частный сад обойдется в три раза дороже, и не государству, а папе с мамой. Но какую-то часть суммы государство берет на себя, субсидируя частные детские сады и уменьшая родительские затраты.
— Детский сад — он же не для детей на самом деле? А чтобы родители могли спокойно работать?
— По факту — да. Бабушки стали работящие, дети больше не могут свободно носиться по дворам, общаться со сверстниками и нарабатывать опыт коммуникации. Дети во дворе не растут. Они или в гаджетах, или в ограниченном кругу детей, с родителями которых дружат их родители. И есть опасность, что они не отработают те социальные роли, которые необходимо отработать в дошкольном возрасте. Игры в доктора и в магазин, в дочки-матери. Уметь отобрать машинку и распределить кукол. Eсли ребенка не социализировать, он пойдет в школу, не наигравшись — учеба не будет у него в приоритете.
— А если детей в семье трое и больше, и дети ходят во двор с няней?
— Eсли организован досуг и есть возможности коммуникации, то тогда да, няня — хороший вариант. Но ведь и няни недешевы.
— К бэбиситтингу, например, академии бебиситтеров «Кидзаут», как относитесь?
— Сама не пользовалась, но знакома. Отзывы от друзей только хорошие. Более того, я приглашала на собеседование пару специалистов оттуда на должность психолога. Оставили приятное впечатление. Они проходят хорошую подготовку. Я сама думала о няне.
— А я не могу себя пересилить и доверить свое дитя постороннему.
— Ну и зря. Это называется паранойя (смеется). Но вообще-то я понимаю. Я такая же. Мне будет казаться, что навредят ребенку, или что-то случится. Когда родилась дочь, я хотела нанять няню. У меня тогда был ограниченный бюджет, а мне хотелось, чтобы та не просто накормила и телевизор вместе смотрела. Хотела хороших взаимоотношений. Но встречала женщин, которые хотели просто приглядывать, чтобы ребенок не упал и ничего не сломал. Не сложилось.
— Тяжело найти специалистов? Это главная проблема дошкольного образования?
— Кадры — проблема любого образования, да и любого предприятия. Об этом все предприниматели говорят. Очень много немотивированных. Пошли учиться, потому что мама сказала.
— Разве они не мотивированы сделать карьеру?
— Карьера это другое. Воспитатель — профессия помогающая. Это вторая мама, она помогает ребенку понять себя, регулировать внутренние процессы и быть спокойным. Ребенок считывает эмоциональное поле воспитателя. И либо подстраивается под это поле, либо противопоставляет себя. Мне нужно, чтобы педагог думал о детях и мог им что-то дать, а не о собственных достижениях. Таких педагогов мало. Педагоги должны хотеть развиваться горизонтально.
— Другая проблема — нехватка мест в садах?
— Нет такого сейчас. Это было много лет назад. Мы считаем, что Тюмень ушла далеко вперед. И сейчас некоторые муниципальные сады даже стали брать годовалых детей.
— Это разве хорошо?
— Eсли родитель хочет работать -да, правда, ребенку в этом возрасте нужна мама. Но если мама опустошена и не в ресурсе, не может организовать среду для развития ребенка, то лучше сад.
— Бывают тихие, замкнутые дети, которым тяжело в больших группах обычного детского сада.
— В идеале для таких детей должны быть мини-группы. В частном детском саду, если правильно подобраны кадры, воспитатели более внимательны. Eсли ребенок не любит криков и толпу рядом, создают ему возможность побыть одному. Или рядом с собой подержат.
— А бывают дети вообще не садичные? Которые не могут адаптироваться даже в комфортных условиях мини-групп?
— Бывают. Чаще всего тут проблема в детско-родительских отношениях, когда мама не может отпустить ребенка, и она транслирует, что кругом опасно и нельзя никому доверять, так и ребенок не доверяет воспитателю и не хочет с ней оставаться.
— Значит, надо мам адаптировать?
— Конечно. Куча установок у мам в голове. Почему мы и начали организовывать конференции — чтобы женщины нашли себя. Мы приглашали и психологов, и неврологов. Очень много было тем о чувстве материнской вины.
А вообще еще и генетику никто не отменял. Может быть такое, что мама интроверт и ребенок тоже интроверт. Эмпатия тоже генетически передается. Смотришь на своего ребенка, когда он начинает выстраивать коммуникации с внешним миром, — и узнаешь себя, или мужа, или бабушку. Ребенок — это не совсем чистый лист, как принято думать. А садик -это социум, в котором ребенок ведет себя так, как научился дома. Поэтому если вы хотите лучшего для своего ребенка — поработайте над собой.
***
фото: Марина Бакулина.