Слышу звон и знаю, где он
У детей все чаще встречаются нарушения слуха. И выявляются они, как правило, поздно, когда помочь ребенку труднее.
— Придя в поликлинику молодым доктором, я заметил, что мои пациенты обращаются за помощью в три года, уже перед садиком, -говорит Вадим Герасименко, врач-оториноларинголог-хирург ОКБ N 2, аспирант ТюмГМУ. — Многие родители убеждены в нормальности того, что ребенок не разговаривает в три года, хотя это явный признак нарушений: первые слова малыш должен говорить примерно в год. А ведь существуют скрининги и профосмотры, которые весьма четко прописаны, значит, где-то есть недоработка!
Бытует мнение, что мы слышим ушами, на самом же деле мы слышим мозгом. Ушная раковина, наружный слуховой проход и барабанная полость — это просто структуры, которые передают звуковую волну. А слуховые центры находятся в мозге, и именно с ними связано большинство нарушений. У 85 процентов детей нарушение слуха является врожденным или появляется на первом году жизни, т.е. до развития речи. Основные центры речи закладывается до двух лет, соответственно, чем раньше нарушение выявлено, тем больше шансов помочь. В нашей области есть современное оборудование.
Немного статистики: 34 миллиона детей в мире имеют стойкую форму нарушения слуха. Из них больше миллиона живут в России и 1540 детей в Тюменской области. Вадим Игоревич изучил истории болезни детей с диагностированными нарушениями за последние десять лет. И обнаружил, что у 33 процентов детей диагноз поставили в возрасте 8-12 лет. У 34 процентов — в 13-17 лет, у 23 процентов — до 4 лет, у 7 процентов в 1-3 года и только у трех процентов — до года.
— С сегодняшним уровнем медицины мы можем помочь практически во всех случаях, даже при глухоте. Это можно сделать высокотехнологическими способами в виде кохлеарной имплантации. Это серьезная операция, когда ребенку в головной мозг вставляют искусственный слуховой нерв. После сложнейшей реабилитации пациент начинает слышать звуки, а вот что они значат, не понимает. Тут нужна комплексная работа лор-врача, логопеда, сурдолога, фониатра, — объясняет Вадим Герасименко. — Сложность в том, что сами нарушения слуха являются первичными. Eсли ребенок не слышит, значит, он не разговаривает, нарушены мышление, память, формируются вторичные когнитивные проблемы. Проводя серьезную диагностику только перед школой, помочь со слухом мы можем, а вот решать огромную социальную проблему в общении и формировании мышления ребенку придется самому.
Первый аудиологический скрининг проводят детям в роддоме в возрасте 3-5 дней. Так обнаруживается патология, но не диагностируются центральные нарушения слуха. В возрасте одного месяца ребенка смотрят все врачи, кроме лора. Лор смотрит ребенка только в год, что Вадим Игоревич считает слишком большим перерывом. Изучая истории болезни, он выяснил, что из всех детей с нарушениями у 70 процентов был пройден аудио-скрининг, у 20 процентов не пройден совсем, а у 10 процентов в карте данных нет.
— Я сделал вывод, что в ряде случаев исследование проведено неправильно и не позволило вовремя поставить диагноз. Вероятно, в отдаленных районах для этого не хватает оборудования и специалистов. Нужно усиливать поликлиники не только отоларингологами, но и фониатрами, логопедами и сурдологами, — убежден Герасименко.
Важную роль играет также профилактика и внимательность родителей. Причиной нарушения слуха могут быть инфекция, банальные серные пробки и попадание инородного предмета в ухо. Вадим Игоревич, кстати, рекомендует не чистить уши в домашних условиях, так как сера является природной защитой ушей. Необходимо внимательно следить за поведением и развитием ребенка — как он наклоняет голову, когда начинает лепетать и говорить первые слова. Так как не все родители знают особенности развития нервной системы, для облегчения наблюдений Вадим Игоревич с коллегами разрабатывает мобильное приложение, в котором будут описаны все признаки, на которые стоит обращать внимание.