Братства больше нет, но есть чаты
— Раньше дальнобойщиков было больше, а сейчас наш труд не уважают, — с некоторой грустью говорит мой собеседник Геннадий Кандрунин. -Профессия теряет востребованность, расценки падают. В лучшую сторону никаких перемен нет. Возьмем распределительный центр «Пятерочки», где ребята могут без душа, без туалета и без еды стоять по трое суток. Это бесчеловечные условия, которые не берут во внимание никакие инстанции.
Геннадий занимается транспортными перевозками с 2007 года, дальние дистанции на его картах появились в 2009-м. Интерес же к делу возник много раньше -отец Геннадия в девяностые занялся бизнесом. Потому сразу после армии сын начал помогать отцу. Времени познать все тонкости профессии было достаточно.
Сейчас зима — не самые благоприятные условия для дальних перевозок. Межсезонье, переход с летнего на зимнее топливо — проблема. Допустим, вы выезжаете из Тюмени в плюс пять, а приезжаете на Ямал в минус 25 градусов. Машина глохнет.
Eсть и финансовая подоплека в длинных расстояниях. И дело не только в том, сколько бензина вы потребляете. В Тюмени водитель может заправиться по цене 58 рублей, а в Хантах или на Ямале литр бензина стоит больше 62 рублей.
Казалось бы, разница небольшая, но если прибегнуть к математике… Трасса Сургут — Новый Уренгой — Сургут. 1600 километров умножаем на 35 литров (средний расход) и делим на сто. Получи -лось 560 литров. А сколько рублей на эти 560 литров нужно — попробуйте посчитать сами.
— В Ханты-Мансийском округе и на Ямале дальнобойными перевозками занимается крайне мало транспортных компаний, а если и приходят к нам с «большой земли», то совершенно неподготовленными. А мы рассчитываем все риски, — рассказывает Геннадий. — Важно понимать, сколько потребляет «американец» и сколько «европеец». У меня «американец» (американский грузовой автомобиль — Авт.). У него топливная система устроена так: топливо подогревается и возвращается в бак. У «европейцев» все работает немного по-другому, поэтому в межсезонье он страдает гораздо больше, чем остальные. Важно заправляться качественным и проверенным топливом.
Eсть еще ряд вещей, которые обязаны всегда быть у водителя: паяльная лампа, баллончики газа для газовой плитки, теплые вещи. Eсли в дороге случается неприятность, то тебе всегда постараются помочь.
— Да, дальнобойного братства больше нет. Но есть форумы в мессенджерах, куда можно написать и попросить помощи. Например, группа «МАД — Лапа помощи». Мы его всячески распространяем, чтобы люди знали: всегда можно обратиться к коллегам за помощью. Потому что работа у нас непростая, а цель всегда одна — доставить груз любой ценой. И если его доставить не сможешь ты, то может перехватить кто-то еще.
Eсть еще типичное представление о дальнобойщиках, которые всегда ответят на твою поднятую руку и возьмут тебя попутчиком. Это осталось до сих пор, но теперь это выглядит не жестом помощи, а заигрыванием с судьбой. У Геннадия бывали неприятные ситуации, когда брал попутчика и потом не обнаруживал личных вещей. Так сказать, подвез, помог и еще заплатил за это. Так что само понятие «попутчик» заиграло негативными красками, хотя раньше все было по-другому.
У профессии много подводных камней. На трассе часто бывает негде поесть, а если и есть, то втридорога, вечный недосып и отсутствие связи на некоторых отрезках, не говоря уже о разлуке с семьей.
— Но жить я без этого уже не могу. Дело не в дорожной роман -тике или чем-то таком. Дело в образе жизни и привычке. По-другому уже просто не получится.
Но есть что-то приятное во всем этом — чувство нескончаемой солидарности дальнобойщиков, которое воспитывается именно спецификой и всеми трудностями дела. Поэтому у Геннадия принцип в жизни и в работе один: делай добро и оно к тебе вернется.
***
фото: Стоянка дальнобойщиков