Из хорошистов пробьемся в отличники
В пятницу в зале заседаний Тюменской городской думы собрались уважаемые граждане, чтобы доказать, что креативность — это серьезно.
Дальше пойдет быстрее
Перед началом заседания городского координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства на экране крутили ролик о реконструированной улице Дзержинского — ей сейчас предстоит побороться с набережной и мостом Влюбленных за звание визитной карточки Тюмени. С рассказа об улице Дзержинского и открыл заседание глава города Руслан Кухарук. Он напомнил, что история создания пешеходной улицы началась 28 июня 1998 года с подписания соответствующего распоряжения Степаном Михайловичем Киричуком, бывшим тогда главой города. Но меньше чем через два месяца случился дефолт, проект пешеходной улицы пришлось отложить, но он не был отвергнут, и наконец в 2022 году реализован. Нам есть чем гордиться. Длина пешеходной улицы 700 метров, смонтировано 458 метров ливневой канализации, 945 квадратных метра тротуаров покрыто террасной доской, установлено 170 светильников и т.д. — количественные характеристики производят впечатление. Работала большая команда специалистов: архитекторы и дизайнеры, энергетики, строители… На заседании координационного совета им вручили награды.
Словари устарели
Рассказ об улице Дзержинского стал отправной точкой для обсуждения креативных индустрий Тюмени. На федеральном уровне закон о креативных индустриях только готовится, но это не значит, что мы не можем их развивать. Проходит государственную историко-культурную экспертизу проект реконструкции Ленинской бани, которая сдана в аренду предпринимателю из Санкт-Петербурга Eвгению Гудову, тот собирается открыть в ней планетарий.
Что же такое креативные индустрии? И какое отношение они имеют к индустрии? Большой толковый словарь определяет слово «индустрия» как промышленность, хотя оно восходит к латинскому industria, что значит «деятельность». А «креативный» (от латинского же корня creare — порождать, создавать) тот же словарь трактует как творческий, созидательный, новаторский; способный порождать новое, творить. Слово имеет помету «книжное», но кто будет возражать превращению книжных слов в обиходные?
Творческая деятельность — в первую очередь дизайн, искусство, IT, музыка, телевидение, мода, образование, маркетинг, разработка игр, издательское дело и журналистика, новые медиа, кино, архитектура и урбанистика. Но не только. Креативные индустрии всегда будут лежать на двух китах — творчестве и бизнесе, вовлекая граждан в производство товаров и услуг, обладающих экономической ценностью. Об этом говорил на заседании совета Сергей Толстых, директор городского департамента экономики и стратегического развития.
Фоторобот неблагополучного
Приближенная оценка вклада креативных индустрий в экономику страны составляет 4,98 процента от ВВП, но это, как говорится, средняя температура по больнице. В Тюмени эта цифра составляет 14 процентов, что позволило городу занять второе место в рейтинге городов по вкладу креативных индустрий в валовый муниципальный продукт. Теперь мы ставим перед собой задачу выйти на первое место.
Для этого надо оценить, как мы выглядим сейчас. Тюменское агентство развития креативных индустрий заказало исследование, о результатах которого доложила Татьяна Журавлева, организатор программы «100 городских лидеров», учредитель Агентства развития регионов, эксперт в организации креативных пространств.
Пожалуй, с этой точки зрения наш город еще не изучали. Оказалось, что меньше всего компаний — представителей креативных индустрий, — в Ленинском округе. (Руслан Кухарук считает, что ситуация изменится после запуска проекта индустриального парка ДСК-500). Методология выявления креативности несовершенна -можно искать компании по кодам деятельности, можно учитывать по подразделениям внутри компаний, а есть еще «скрытые» компании -код у них один, а реально оказывают другие услуги. Татьяна Журавлева нарисовала портрет типового неблагополучного предприятия: работает в архитектуре, рекламе или разработке ПО, зарегистрировано в Ленинском округе, имеет отток кадров, большую фискальную нагрузку.
От акселератора слышу
Результаты исследования позволили выработать рекомендации — что сделать, чтобы отрасль развивалась динамично. Предлагают кураторское сопровождение, обучающие программы, в том числе по управлению командами и проектами, акселерацию товаров и услуг, субсидирование затрат на маркетинг и продвижение, упрощение системы отчетности, применение фокусных мер поддержки наиболее уязвимых сфер.
Из рекомендаций предстоит выбрать такие, чтобы в короткий срок дали максимально возможный результат. И включить их в муниципальную программу развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Важная роль отведена агентству развития креативных индустрий — его задача стать сервисом по поддержке и обучению предпринимателей. И к 2030 году увеличить вклад в валовый муниципальный продукт до 20 процентов. Стимулировать размножение креативных пространств можно с помощью шеринга (то есть совместным владением и использованием инфраструктуры и ресурсов; с шерингом самокатов мы уже хорошо знакомы, тот же принцип). Креативные пространства должны притягивать активных неравнодушных граждан как магнит.
И кто знает, может, через восемьдесят лет, а то и раньше, Тюмени заслуженно присвоят звание «Город творческой мысли», и не исключено, что это будет не менее почетно, чем трудовая доблесть наших предков в годы войны.
Как говорил классик, «за работу, товарищи»!