Веретено Анастасии Хариной
Мы с Анастасией Хариной договорились о встрече в музее тюменских историй. Здесь, на улице Володарского, 24, с 20 ноября экспонируются ее художественные работы под общим названием «Веретено».
Мы поставили стулья и сели перед картинами. Разглядывая каждую из них, неспешно поговорили о жизни и смерти, и как сегодняшние события осмысливаются художником. Анастасия создает работы в необычном стиле. Это скорее коллажи, где основа — графика, основной материал — карандаш, а дополнительный смысл несут фото из журналов. Каждое произведение символично и оригинально.
— Я ходила в художественную в школу четыре года, но в 14 лет определить свой путь сложно; поэтому основная моя профессия по диплому — филолог, преподаватель русского языка и литературы. Современное образование детей ориентировано на очень раннее определение своего пути. Не всем под силу понять свое предназначение. И хорошо, если человек находит новое занятие, -говорит Анастасия. — Не жалею, что окончила филфак. Гуманитарное образование учит мыслить. Я преподавала керамику, учила особых детей, не только аутистов. Я все время что-то преподаю. Сейчас я учу танцевать танго.
А прежде чем прийти в сферу декоративно-прикладного искусства, Анастасия почти окончила аспирантуру в Москве. А потом остановилась и пошла другим путем.
— Аспирантура оказалась ненужной, — вспоминает Анастасия, — но я готовилась стать второй раз матерью, и семья для меня оказалась важнее. В то время это требовало мужества, еще не было принято резко менять линию жизни. Оказалось, что преподавать всю жизнь предмет в университете не так уж важно для меня. Когда в нашей квартире появилось пространство для мастерской, то мысли потекли в творчество.
— А как вы отбираете работы на свои выставки?
— Они сами отбираются. А потом уже приходит название выставки. Вот эту я назвала «Веретено», где веретено — это мировая ось, которая организует все мифологии мира. Название всегда рождается позже, чем создается картина. Вот картина «Свадьба». Она о смерти, ведь переход девушки от своего рода в семью мужа — это раньше воспринималось именно так, потому свадьба и сопровождалась песенными плачами. И главные героини картины — соломенные белорусские куклы. Пять кукол подарила подружка, мне захотелось их нарисовать. И пока я их рисовала, понимала: это же тоже о жизни и смерти! Чучело, созданное из травы -это этап в череде рождений. Трава проросла весной, набрала сок летом, превратилась в солому и ушла под снег исчезать. Надо траве умереть, чтобы следующей весной выросла новая, молодая поросль. В смерти есть зародыш будущей жизни. Вот и тема для очередной картины. А для «Свадьбы» фото из советского журнала оказались очень кстати. Метафизический смысл картины — соломенная свадьба, жизнь людей и супружество — это все равно пройдет, завянет, превратится в повседневность. Обретая опыт, мы умираем и возрождаемся не раз.
А еще есть две картины про кипарисы. Это не диптих, но они родились друг за другом. В феврале начала рисовать кипарис, получилось большое разветвленное дерево. А вот второй сюжет навеял храм в Гаграх. Он небольшой, храмик, скорее. Из храмика выходишь, а там аллея кипарисов. И ты оказываешься внутри скульптурного тела дерева — напоминает Гауди.
И в зеленых кипарисах падающая голова появилась не сразу. Изображение головы нашлось в журнальных обрезках. И вот она ее прикладывает к кипарисам и приходит понимание, что работа окончена. «Падающая голова — это и гордыня наша летит с горы, и глупость человеческая, когда мы зло храним».
Необычная и простая на первый взгляд картина «Розаны», где использован сюжет Прокудина-Горского, сложилась так: пришло на ум устаревшее слово «розаны». Это девичье цветение, и потому в картине использован оттенок розового цвета, близкий к телесному. Получилась очень фольклорная символичная работа. Цветение вопреки всему. А вот «Ловушка для рыбы» в сочетании с гламурной парой на холсте — тоже метафора. Сети любви, сеть на удачу. В Таиланде такие ловушки считаются символом привлечения удачи. Ловушка или удача может оказаться одним и тем же. Может это ты пойман в чьи-то сети, а ты думал, что удача…
Анастасия говорит, что работы наполняются новыми смыслами как бы сами собой. В общем, это надо видеть… Об открытии выставки директор музея Оксана Усманова выразилась так: «Сказать, что я довольна — ничего не сказать. Душевный экстаз. Работы прекрасные, глубокие, сложные по смыслу и технике исполнения».
***
фото: Анастасия Харина.