Новый год к нам мчится
Морозным декабрьским вечером очень уместно послушать краеведческие истории. На встрече краеведческого клуба «Живой город» краевед и сотрудник библиотеки истории города Вера Литовченко рассказала об особенностях празднования Нового года от конца XIX века и до 1980-х годов.
Как известно, традицию праздновать наступление Нового года принес в Россию Петр Первый. В начале XVIII века им был издан указ о переходе на новое летосчисление. Но после смерти Петра традиция забылась. Оказывается, только питейные заведения в сочельник украшали еловыми ветками. По этим веткам (привязанным к колу, воткнутым у входа) посетители легко могли распознать, что внутри здания разместился кабак. А вот обычай ставить на елку зажженные свечи, дарить друг другу подарки на Рождество ввел в России Николай I, точнее, его супруга — царица Александра Федоровна, немка по происхождению. Eлкой стало называться и само празднование, устраиваемое в честь главного христианского события — Рождения Христа.
Вера Павловна представила полную ретроспективу празднования. Каждое десятилетие отличалось от предыдущего, и имело зачастую совершенно иные традиции. Общеизвестно, что до 1917 года в Российской империи сохранялось сословное устройство государства, и разница между праздниками у высшего сословия и людей простых была существенной. Рождество праздновали более торжественно, оно имело религиозную окраску, а вот Новый год был семейным праздником. Eлку наряжали только ради одного дня, и уже первого января происходила манипуляция под названием «рушить елку». Эта было традиционное разбирание елки, когда позволялось многое, особенно детям.
Многое изменилось после 1917-го. До начала 30-х годов вообще было запрещено празднование Нового года, а Рождество, как и другие религиозные праздники, находилось под тотальным запретом. По фотографиям и поздравительным открыткам видно, какие суровые времена пережили наши родители — послевоенные дети. Маскарадные костюмы были двух типов: девочки-снежинки в юбках из марли, мальчики-зайчики в шапочках с ушками. Открытки первых послевоенных лет редко содержали изображение Деда Мороза, а вот лыжники-спортсмены служили заодно пропагандой здорового образа жизни. Так тогдашняя идеология пыталась бороться с усталостью людей, переживавших годы войны и лишений.
По рассказу Веры Павловны мы увидели, как в Тюмени менялось отношение к празднику, к городской елке — от очень аскетичной 60-х годов до вполне гламурных наших дней.
В библиотеке открыта выставка, которая так и называется: «Теплый Новый год».
— Нашу елочку заботливо одели по-зимнему тепло, ее украшают особенные игрушки, созданные добрыми руками умелых мастериц: прелестные миниатюрные вязаные варежки и носочки, шапочки и валенки, вышитые крестиком и украшенные бисером, и даже синички, колокольчики, домики, шарики — все елочные игрушки сделаны из теплой шерсти, мягкого фетра, украшены с любовью и выдумкой, — прокомментировала Вера Павловна.