Давно уже не секта
Сколько недовольных возгласов было и как много звучало аргументов, друг друга дублирующих: «Мы живем в Сибири — с нашим климатом невозможно прожить без мяса».
Передо мной сидит Тамара Гелеханова. Она не ест мясо больше пятнадцати лет и на вышесказанное отвечает: «Вполне возможно — я же существую».
— Я отказалась от мяса резко. В один день я для себя решила, что для меня мясо — больше не еда. Разумеется, начались проблемы со здоровьем, потому что тогда я не понимала, что мне есть. Eла все — рис, гречку с овощами и много углеводов и сладостей. Начали выпадать волосы, а это явно намекало на неправильность происходящего. И только тогда я начала погружаться в тему — встретила вегетарианцев, много читала и научилась готовить. Старалась выдерживать все пропорции, чтобы восполнить недостающее, пока не услышала про интуитивное питание. Eм, когда захочу и что захочу, слушая свой организм и не размышляя о том, что для нормальной жизнедеятельности организма нужно условно съедать пятнадцать чечевичных котлет. Все индивидуально!
Отношения с единомышленниками строились, идеи обрастали проектами, и пришло время создавать для «секты вегетарианцев» инфраструктуру. Стали появляться первые и пока малочисленные вегетарианские заведения.
Все стадии принятия общественностью вегетарианства в Тюмени Тамара видела и ощутила на себе. В особенности будучи экс-управляющей кафе «Туласи» (быть может, еще и будущей управляющей обновленного вегетарианского кафе). Хотелось создать уютное место, где можно не только быстро перекусить и убежать, а посидеть и насладиться обстановкой. Так появилось кафе «Туласи», которое просуществовало два года. Все запланированное реализовать не удалось, поэтому хоронить единственное место, где подают вегетарианские блюда (на 90 процентов — веганские) пока рано, ведь сами создатели еще не сдались.
— Я видела, что спрос на места для вегетарианцев есть. Город стремительно разрастается, и популяция тех, кто придерживается подобного образа жизни, растет вместе с ним в процентном соотношении, — рассказывает Тамара. — Помимо нас открывались магазины «Зеленое яблоко» и «Древо жизни», но мы никогда не воспринимали друг друга как конкурентов, а даже наоборот, сотрудничали и искали поводы для сотрудничества. Всегда выгодно дружить небольшими магазинами.
Когда «Туласи» только открылось, то акцент на том, что кухня вегетарианская, делать не стали (оставили маленькую сноску под вывеской «vegetarian») — все же предрассудки живучи. Кто-то заходил, огорчался отсутствием блюд из мяса и уходил. Кто-то наоборот — намеренно заглядывал, чтобы найти для себя что-то новое, а иногда посещали и любители гастрономического туризма. Оставляли положительные отзывы: «У вас так вкусно».
Но были и те, чьи родные фанатично отказались от мяса, сильно подпортив свое здоровье. Отчаявшиеся приходили в «Туласи» за помощью. Спрашивали совета, консультировались в вопросах питания и просто искали успокоения. Разумеется, находили его тут. Мода на экологичный образ жизни оставила след в сознании подростков, которые то ли от радикальности идеи, то ли от собственной вредности ни в какую не желали быть «убийцами беззащитных животных» и переходили на веганство.
В любом ресторане есть меню для тех, кто отказался от мяса. Тем более что «Туласи» (что значит «священное дерево») имеет свою глубокую философию, основанную на идее кришнаитов — пища должна быть чистой. И каждый из людей сам вкладывает в отказ от мяса свой смысл — кто-то из гуманистических побуждений, кто-то — следуя религиозным взглядам, а кто-то просто любит дружелюбную атмосферу локальных мест. Главное, чтобы пища была здоровой и вкусной — от таких мест город точно не отказался бы.
***
фото: Коллектив «Туласи».