Жаркое лето одно на двоих
Проект «Пешеходная улица Дзержинского» исполнен. Восторженно осваивается горожанами и другими заинтересованными лицами. Некоторые, кто, как и автор, озабочен сохранением исторического (и прелестного) облика Тюмени, уже разгуливают по старой части города, прикидывая.: а что бы еще воссоздать, что-нибудь подобное -к вящей славе матери городов сибирских.
И представьте себе, есть на что приятно и перспективно посмотреть. Ну, к примеру, улица Первомайская, бывшая Голицынская. Здесь без особой спешки и пыли потихоньку восстанавливается квартал от улицы Вокзальной до Герцена. И даже офис департамента лесного комплекса и стоящий около небоскреб не умаляют тихой прелести этого квартала. Но это скромная задача, которая, надеемся, осуществится и без нервного вмешательства властей (не вводя в расходы городскую казну).
Другое дело улица Ленина, где даже в прямом смысле по обеим сторонам около двух десятков уникальных сооружений. В том числе четыре культовых здания, бывшая «ратуша», как назвал это здание Сергей Кубочкин, дом Князева, склад Поклевского-Козелла… И так, квартал за кварталом, включая перекресток с улицей Первомайской, где по диагонали друг против друга стоят два здания. А если посмотреть шире, то из каждого, скажем, переулка выглядывают не меньшие шедевры.
Про улицу Республики я даже говорить не решаюсь. Главная -она во всех смыслах главная. Тут добровольцами не обойдешься. А теперь представьте себе исторический центр под общим названием «первый сибирский город». Двадцать первого века может не хватить на эту работу. Впрочем, кто знает.
Но оставим мечты и фантазии. Обратимся к реальности, которая уже стучится в наши двери и до которой осталась всего неделя.
Да, мы о реконструкции улицы Ленина, проект которой готов, бумаги подписаны, и у стартового флажка ждут отмашки заинтересованные лица. В том числе и давние соперники, толкающие друг друга локтями. Их интересы уже подробно изложены в проектах и в актах экспертиз.
Разрешите их назвать? Пожалуйста. Это дорожные строители, ведомые и нетерпеливо поощряемые департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта, и археологи Тюменского научного центра СО РАН, которым давно хочется заглянуть в недоступное глазу нечто, которое они называют пышно: культурный слой.
Заметим, что я вовсе не иронизирую. Давно слежу за истовой работой археолога Татьяны Рафиковой, с которой познакомился, когда она била шурфы на том месте, где когда-то стоял тюменский прагород — Чимги-Тура.
Акт экспертизы, созданный Татьяной Рафиковой и ее коллегой Светланой Берлиной, читается как исторический роман, тем более, что об этом времени еще никто из литераторов толком не написал. Пишут о том, что поближе к современности, с чем можно свериться в первоисточниках. А с каким волнением перелистываешь страницы акта, в котором шаг за шагом описывается движение к востоку города, основанного на стрелке между Турой и Тюменкой. Можно взять в руки этот документ и пойти по улице Ленина от квартала к кварталу, думая, и даже, наверное, зная, что это и есть путешествие во времени.
А теперь представим, что лето 2023 года наступило, не слишком длинное лето, и на первом же этапе реконструкции — от музея до улицы Красина, — сошлись те и другие. Мощная строительная техника и волонтеры Рафиковой со своими лопатами. Лето-то всего одно. И его всегда не хватает на всех. Представьте, что первый же шурф обнаружит нечто многообещающее. Стоп, машина? И строительные планы тают вместе с быстро тающими летними днями. Как пела когда-то Клавдия Шульженко: «Там только деньги, а тут только песни — посмотрим, что сильней?» И снова толковище, столкновение интересов власти и общественности…
И не в первый раз я спрашиваю, отчего нельзя продумать все на берегу? Да, лето одно. Но ведь и город у нас один, общий.