Собака — двигатель процесса
Сначала я сомневалась, что езда на собачьих упряжках — это спорт. Мне казалось, физическим нагрузкам подвергаются только четвероногие, а труд человека разве что в грамотном управлении упряжкой. Но в воскресенье встретила Eвгению Белоусову и Виктора Зарецкого, они меня переубедили.
Eвгения и Виктор катали посетителей базы отдыха на нартах, запряженных десятью хаски.
Выслушав мои вопросы, Женя взяла меня под руку и повела по тропинке вглубь леса, к деревянному забору. Уже издалека по запаху и собачьему лаю я поняла, куда меня ведут.
— Это питомник ездовых собак, -подтверждает мои догадки Женя. -Здесь есть чистокровные хаски, а есть метисы — обычно они участвуют в соревнованиях.
Беговые — рослые, поджарые. Грозные, даже устрашающие на вид — до тех пор, пока к ним не подходит Женя. Она не работает в питомнике, но приходит сюда каждые выходные и помогает.
— Чтобы заниматься ездовым спортом, нужно тренироваться со щенком с его рождения, — объясняет она. — В ездовом спорте 50 процентов — это труд собаки и еще пятьдесят — человека. Eсть дисциплины летние. Например, кани-кросс — бег с собакой, пристегнутой к поясу потягом. Eсть байк-джоринг — тут собака пристегивается потягом к рулю велосипеда. А есть еще скутеринг: гонка на скутере, где ты должен постоянно отталкиваться ногами от земли. Без физической подготовки спортсмену будет тяжело.
Говоря о зимних дисциплинах, Женя могла уже не только описывать, но и показывать:
— Eсть нарты деревянные — они не такие крепкие, потяжелее и на них мы обычно катаем посетителей. А есть нарты спортивные -в них и вовсе негде сесть. Более маневренные, на них ты стоишь, расставив ноги по ширине нарт.
Спортивные нарты украшены тюменской символикой — не так давно городской департамент по спорту и молодежной политике начал активно развивать ездовой спорт, пускай и существует он с незапамятных времен. Чемпионаты города проводятся два раза в год, на них можно подтвердить разряд и получить медаль. Но больше всего спортсменов привлекают гонки авторские — в основном они проходят за пределами региона. Все призы на них не для человека, а для главных победителей — собак. Корм или снаряжение — удовольствие не из дешевых.
— Собаке ездовой нельзя давать корм обычный — она растет и тренируется на специальном корме, -об этом мне рассказывает Виктор, каюр (хотя сами себя они называют погонщиками). — Снаряжение изнашивается быстро: например, шлейку прокусят и все. Иногда траты идут на лечение.
Eзда на собачьих упряжках -спорт травмоопасный. Женя закончила участие в гонках после падения со скутера:
— Падаю и понимаю, что за мной стартовал следующий, а я с собакой и скутером перекрыла трассу. Чувствую, что что-то сломала, но бросилась к собаке — начала играть с ней, отвлекать ее. Она ведь тоже испугалась. Потом оказалось, что у меня перелом ключицы.
Собака тоже не застрахована от переломов. Помимо того, что неопытный погонщик может нартами наехать на замыкающего пса, так и лапа может запутаться в шлейке, а при натяжении возможен перелом. Подушечки на лапах собак царапаются о снег — некоторым надевают тапочки. Летом собакам комфортнее.
У Виктора второй спортивный разряд. Признается, что после соревнований не чувствует ног — на каждую горку приходится буквально взбегать и толкать нарты, чтобы не потерять скорость и облегчить задачу стае. В ней самые умные стоят впереди — их задача услышать голос погонщика и повести за собой остальных. Замыкающим обычно стоит самый мощный пес, потому что на нем основной вес.
Собаки выглядят вполне обычными — кто-то валяется в снегу и отдыхает, а кому-то не сидится на месте, и он успевает запутаться в снаряжении. Да и все мимо проходящие подходят и просят разрешения погладить.
— А вам часто говорят, что это издевательство над животными? -спрашиваю я.
— Да, подходят и говорят. Но хаски — собаки энергичные. У них в голове от роду одна установка -бежать.
***
фото: Езда на собачьих упряжках.