Выход в ноль не вариант
«Любая копеечка дается большим трудом. Каждый добывает деньги как может, — уверена Альфея Мухаметова, член Союза художников, заслуженный работник культуры. — Чтобы мастерам было легче, мы и создали креативный центр «Земля искусства»».
В помещении на улице Щербакова, 88а раньше был буфет, где торговали фермерскими продуктами. Но убрали перегородки, и получился красивый зал. Тогда и пришла идея устроить здесь выставочное пространство.
— Никаких декупажей и мыловарения! — заявляет Светлана Светланы Ильюшонок, руководитель гончарной мастерской «SW ceramica». -Это все-таки домашнее творчество, а не ремесло. Мы приглашаем только мастеров своего дела. Марию Кобу, мастера лоскутного шитья. Людмилу Шатохину, художника по текстилю, она изготовила тюменский махровый ковер для фильма «Тобол». Андрея Щебельника, специалиста кожевенного дела. Светлану Паянен, костореза. Станислава Шитова, мастера народной деревянной игрушки. И других. Талантливых людей у нас хватает.
Проблема в том, что даже очень талантливые люди, выполняющие сложные творческие задачи, не умеют себя продвигать. Поэтому одна из задач «Земли искусства» -не только организовывать выставки и проводить мастер-классы, но и помогать мастерам реализовывать себя и свои изделия.
— Знаю, что некоторые художники сидят без денег и выставляются раз в десять лет. Надо понимать, что с неба ничего не свалится, — рассказывает Альфея. -У меня прошло больше тысячи персональных выставок, в каждой участвовало от ста работ, и всегда надо чем-то удивить зрителя. Я себя давно не рекламирую, люди сами выходят на связь. Музеи закупают картины, в частные коллекции приобретают. Каждая картина — колоссальный труд, замысел ты можешь вынашивать десятилетиями, совершенствоваться в технике годами, а нарисовать за пару часов. От того и кажется, будто это легко и просто. Вовсе нет -каждый сюжет уникален, манеру вырабатываешь много лет, проносишь через выставки и выставкомы, критику коллег и собственную усталость.
Альфея пишет картины нефтью. Тема нефти возникла не случайно, а как продолжение семейного дела. Отец художницы — бурильщик — работал на разных месторождениях: Покровском, Шаимском, Самотлорском и других. Eще ребенком Альфея усвоила: нефть -черная, текучая и не смывается. Особенность нефти: писать ею надо сразу на чистовик, видеть композицию целиком, ведь если посадил неудачное пятно, его уже не сотрешь.
А Светлана Ильюшонок настоящий фанат глины.
— Металл подвержен коррозии, а глиняную вещь можно только разбить, поэтому археологи чаще всего пишут историю по черепкам, -объясняет мастер свою любовь. -Не зря существует легенда, что бог создал первых людей из глины. Мы приходим из земли и уходим обратно в землю. Энергетически глина очень мощная субстанция, она лечит тело и душу, существуют грязевые санатории и косметические маски. Вы даже не подозреваете, как много глины вокруг нас: начиная от керамических зубов, заканчивая двигателями космических кораблей, которые делают из керамики.
На вопрос, сложно ли сегодня заработать на жизнь ремеслом, Светлана отвечает не задумываясь:
— Трудишься 24 на 7 и живешь нормально, как только расслабишься — все сыпется. Надо понимать разницу между авторской тарелкой и керамикой из магазина за триста рублей. Я сама заготавливаю глину — копаю, мою, процеживаю, сушу — ванна и кухня в квартире были вечно в глине, поэтому и арендую мастерскую. Этот кусочек проходит столько стадий обработки, что в конце концов ты с ним срастаешься, бывает очень жалко расставаться, тогда я ставлю высокую цену, чтобы не купили.
Дорогие вещи редко находят покупателей. Хорошо и быстро расходится мелочевка до двух тысяч рублей: кружки, вазочки, пиалы, декоративные штучки.
— Я работаю с глиной не потому, что хочу много заработать, а потому что этого требует душа, — уверяет керамист. — Но в ноль уходить тоже нельзя — надо кормить детей.
На снимках: Альфея Мухаметова передает портрет Альберту Суфианову, главному врачу федерального центра нейрохирургии. Светлана Ильюшонок за работой. Тюменцы на открытии центра «Земля искусств»
***
фото: Светлана Ильюшонок.