X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Дом Афромеева показывает характер

Сегодня за зеленым забором на улице Димитрова, 6 -квадратный котлован. А рядом штабеля кирпича, нового и бывшего в употреблении, сохранившегося при разборке дома-памятника, где больше ста лет назад жил предприниматель, издатель и гитарист, известный в городе задира Алексей Афромеев.

С тех давних пор дом основательно обветшал и, будучи объектом культурного наследия, приговорен к реставрации. То, что я сегодня вижу перед собой, больше напоминает готовую к старту строительную площадку. Находящийся тут же прораб Василий Моргун это ощущение подтверждает и говорит, что в ближайшие дни, может быть, уже сегодня, на застывшем бетонном основании начнут кирпичную кладку. Цокольный и первый этаж. Второй этаж, как и сто лет назад, будет деревянным.

— По проекту это жилой дом, рассказывает Eвгений Давыдов, главный инженер ООО «Дизайн-2000».

Афромеевский дом теперь принадлежит этой тюменской фирме. Куплен ею на электронном аукционе за 4,3 миллиона рублей. Пока неизвестно, что здесь будет -офис или просто жилой дом.

— Eго еще надо отреставрировать полностью, — произносит Давыдов и кто знает, сколько вчерашних событий скрывается за этим «еще» и сколько нового предполагается.

Вот-вот придет день первого кирпича, а сколько их надо положить всего, чтобы построить такой дом?

РАФАЭЛЬ ГОЛЬДБЕРГ

— Пока мы не считали. У нас есть и старинный кирпич, мы же разбирали здание полностью. Оно было сильно деструктировано. Eсли кирпич внешне целый — мы его в поддон. Но когда кладка начнется, их очищать будут.

Чтобы в здании был кусочек старого, прежнего, родного ему кирпича — есть в этом какой-то смысл?

— В любом случае мы по максимуму должны сохранить те материалы, которые использовались при строительстве здания.

И вот вы берете в руку обломок старого кирпича — какое тут возникает ощущение?

— Ну, в этом что-то такое есть. Как вам объяснить? Кирпич старинный — он же живой, он же руками делался. А сейчас кирпич, даже реставрационный, делает машина. А старые кирпичи — у них даже размеры геометрические пляшут. От сантиметра до двух. Помню, когда я занимался реставрацией столетнего здания, у меня было ощущение, что оно начинает жить и разговаривать с тобой. У каждого старинного здания своя судьба. Больше того, даже свой характер. Когда начинаешь со старинным зданием работать — в нем все жестко сопротивляется. Постоянно начинает что-то не получаться.

С ним приходится договариваться?

— Что-то в этом роде. Что касается Димитрова, 6, такое началось еще на стадии проектирования. Мы зашли на объект, стали делать шурфы — нашли подвал — стены толстые, подвал подо всем зданием, почти весь завален мусором. Начали по участку топосъемку делать. Там тоже была куча мусора. Убрали -под ней нашли старинные фундаменты. Что там было, никто не знает. Фотографий старинных не сохранилось. Случайно приехал мужчина, он в 50-х годах жил в этом доме. Говорит, было что-то вроде фундаментов, только повыше. Начали делать проект. Взяли за основу усадьбу купца в центре города, где был склад. Начали делать аналогичный — целая усадьба получается. Конюшня, возможно, каретная мастерская? Кто бы знал?

Что еще из старого вы обнаружили?

— Откопали погреб, о котором я уже сказал. Там лежала решетка и что-то вроде перил лестницы. Откуда бы это? А тот мужик, который приехал, сказал, что тут были лестницы. Обычно в старых деревянных домах лестницы и все перила деревянные и ограждение деревянное. Мы это тоже решили использовать в проекте. Найденный кусок всего с метр. Мы его очистим пескоструем и по этому образцу сделаем все перила.

А еще у дома когда-то были наличники.

— Да! Наличники тоже будут восстановлены. С ними тоже интересная история. Когда мы пришли, наличников уже не было. Но оставались следы. Узоры отодрали, а следы остались. Начали смотреть наличники близлежащих домов. Потом в комитете рассказали: на улице Береговой есть музей. Может, фотографии или еще что-нибудь найдете! Я приехал… На собачий лай вышел мужчина, оказалось, что это музыкант Михаил Яблоков, который как раз занимается Афромеевым. Каким-то чудом я наткнулся прямо на него! Говорю, есть снимок наличника с нашего здания? Или какие-то фрагменты? Он же ходит, собирает, ему какие-то наличники приносят. Часа четыре по его музею ходили и… наличника не нашли, но нашли фотографию. По снимку в проект внесли воссоздание этих наличников.

А в акте госэкспертизы сказано, что их изготовят по образцу с другого дома.

— У нашего часть узоров осталась. Мы их используем максимально и скомпонуем с новоделами. И воссоздадим в том виде, в котором они были. Что получается? Прошли историко-культурную экспертизу. Получили разрешение на работы. Начали разборку здания. Сначала деревяшки разобрали, потом кирпичные стены. Штукатурочку немножко отскоблили и нашли валик на кладке кирпичной. Кирпич под расшивку! Вывод какой? Сначала здание было краснокирпичное. Значит, штукатурка — более позднего периода… Пришли в комитет, доказали, что здание первоначально не было оштукатурено. Стали разбирать кладку — и тоже сюрпризы. Нашли две или три петли в стенах. Это говорит о том, что на первом этаже были металлические ставни. Опять согласовываем. Стали разбирать кирпичную кладку над окнами -окна здесь, как мы знали, прямоугольные. Разбираем дальше — над окнами стоят деревянные перемычки. Такое встречается, но на каких-нибудь складах, нежилых помещениях. Разбираем дальше — над одним окном лучковая перемычка. Полукруглая. Сейчас все ставни и перемычки будем согласовывать.

Значит, дом продолжает показывать себя и свой характер?

— Он говорит: делай, какой я был! Стараемся, делаем.

***
фото: Проект дома Афромеева, общий вид;Прораб Василий Моргун и инженер Евгений Давыдов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта