Творчество после огня, дыма и пепла
Однажды жена сказала Николаю Петренко: «Коля, я восемь лет в декрете, хочу заняться собственным делом, помоги!»
— Так родилась идея маленького бизнеса — кофейни на колесах, рассказывает Николай. — Нам удалось привлечь народ одним грамотным приемом: мы сделали большие панорамные окна, чтобы люди видели все, что происходит в вагончике, весь процесс приготовления кофе. Это всегда интересно, и у нас появились постоянные клиенты.
Но новая кофейня пришлась по нраву не всем. По словам Николая, конкуренты несколько раз прокалывали колеса фудтрака, однако прямых угроз он не получал. А в пять утра 27 мая 2021 года ему позвонили из полиции со словами: «У вас пожар на объекте».
Приехал, а там… пепелище. Кофейня на колесах не проработала и месяца… Видеокамеры зафиксировали неизвестного, подошедшего к кофейне перед пожаром, уголовное дело завели, но расследование длится по сей день.
Шок, гнев, депрессия — Николай и Александра переживали их несколько часов, но уже к одиннадцати дня прибрали пепел, а к часу дня придумали «Феникс-кофе».
— Нас очень выручил давний партнер — фабрика рекламы «Клякса», ведь не так дорого стоит сам вагончик, сколько его внешнее оформление, брендирование, внутреннее оборудование. Ущерб тогда составил больше миллиона рублей, -продолжает предприниматель. -Директор «Кляксы» Александр Андросов и его сотрудники оформили новый вагончик с большой отсрочкой по выплате. 27 мая фуд-трак сожгли, а 28-го я уже купил новый. Через полторы недели ко мне пришел инвестор и предложил: «Я впечатлен вашим духом. Хочу вложиться, давай сделаем вторую кофейню на колесах».
Сейчас таких «Фениксов» уже четыре.
Александра и Николай ответственно подошли к выбору продуктов: кофе, молоко, сливки закупили самые дорогие и качественные, какие только могли найти.
— Я говорю своим сотрудникам: если мне кто-нибудь из гостей скажет, что кофе невкусный — уволю. Я предпринял максимум усилий, чтобы он был одним из лучших в городе, — говорит Петренко. — Осталось только приложить руки. А о том, что надо быть радушным и улыбчивым, и говорить не стоит.
Петренко заключили лицензионное соглашение с агентством туризма и продвижения Тюменской области и получили право использовать бренд региона — изображение соболя и надпись «Visit Tyumen». Теперь вагончик путешествует по всей России, представляя наш город: так, он месяц работал на крупном молодежном форуме «Территория смыслов» в Подмосковье.
Кофе с горячей нефтью, летний лимонад «Сибирский» со съедобной шишкой, десерт «Таежный» с брусникой и кедровыми орехами -эти авторские рецепты тоже изюминка предпринимателей.
— Это творческий бизнес, где необходим изобретательский подход: смешение вкусов, контакт с бариста, — рассуждает Николай Петренко. — Я спрашивал у знакомых, с чем у них ассоциируется кофейня. «Что-то теплое и уютное», — отвечали мне. Я противник однообразия и большой патриот своего города, мне хочется развивать наш внутренний продукт. Я из той категории людей, которые критикуют, предлагают и сами стараются сделать хорошо.
Важная черта малого бизнеса семьи Петренко: максимальная его автоматизация. Кассу, бухучет, налоги, чеки считает специальная программа, расходы на бухгалтера при этом не нужны. Автоматизировали и склад: в режиме онлайн понятно, сколько продуктов там осталось и когда они закончатся.
— Когда сгорела наша передвижная кофейня, особенно расстроился сын, он плакал, и для меня принципиально важно было собственным примером показать ребенку, что никогда не надо опускать руки, — говорит Николай. — Ты всегда можешь стать лучше и воспрянуть, как бы ни было трудно.
***
фото: Николай Петренко; фудтрак «Visit Tyumen Cafe» на молодежном форуме в Подмосковье.