Пробиться сквозь асфальт
Eвгений Гришковец «Асфальт». Махаон, 2011.
Книга из серии — такой и убить можно. Толстый кирпич теплого болотного оттенка лежал у меня в сумке и томил неизвестностью.
С первой страницы пространные рассуждения, классические для Гришковца и классические в принципе. Eсть некая тройка друзей. Это такие успешно-неуспешные люди. С виду все есть — отдых, семья, работа, даже друзья, а присмотревшись, обнаружишь зияющую пустоту, которую герои азартно заливают всяческими напитками.
Конечно, персонажи отсылают нас к Вампилову с его «Утиной охотой». К прекрасному герою Олега Янковского в фильме «Полеты во сне и наяву». Но друзья Гришковца чуть мельче и, пожалуй, довольнее.
Так же, как и представители большой литературы прошлого, Гришковец задается вопросом: почему? Но ответа не дает. Все сюжетные линии, проходящие сквозь роман, так или иначе обрываются. Образ самоубийцы Юлии напоминает чопорную англичанку Лору из дневниковых воспоминаний писателя. Поначалу именно он кажется главным и связующим, но постепенно за наслаивающимся асфальтом становится уже не таким важным.
Тема атмосферной «слежки» -игровой момент, узнаваемый для Гришковца, его можно встретить и в «Рубашке», — тоже успешно прерывается, и страшные преследователи будто растворяются в воздухе.
Мелкие подробности вроде кормежки краба в кафе будто приобретают такое же значение, как и более важные детали. Все эти моменты необычайно кинематографичны.
Книга, несмотря на свою толщину, читается залпом. Правда, полудетективное начало в финале тоже превращается в ничто — наш самозванец «Пуаро» перестает интересоваться этой историей. За его детективом не стоит развязки.
Конечно, Гришковец — обманщик. Но очень профессиональный и умелый. Он обманывает, потому что мы, читатели, обманываться рады. Но после прочтения появляется ощущение, что жить стало легче, что ты не одинок.
***
фото: