В ТюмГМУ займутся подготовкой среднего медперсонала
Здесь в следующем учебном году откроют набор на семь специальностей — сестринское, лечебное, акушерское дело, профилактическая и ортопедическая стоматология, лабораторная диагностика и фармация.
Необходимость новых специальностей связана с дефицитом кадров: нехватка среднего медицинского персонала в целом по стране составляет 60 тысяч специалистов.
Чем подготовка студентов в университете будет отличаться от медицинского колледжа?
— Большой разницы не будет, так как есть государственный образовательный стандарт, который мы точно так же, как и колледж, должны выполнять, — объясняет заведующая кафедрой теории и практики сестринского дела, доктор медицинских наук, профессор Светлана Лапик. — Но у нас есть собственные преимущества. Во-первых, создается университетский комплекс. Студент в одном месте может пройти путь среднего, высшего и последипломного образования. По моему опыту, лучшие доктора — те, которые прошли все степени обучения и сознательно выбрали медицину. Второе преимущество — вузовские преподаватели с большим опытом работы, которые знают, что нужно врачу и пациенту от медицинского персонала. Когда врач и медицинская сестра учатся вместе, выходя в практическое здравоохранение, они лучше понимают друг друга.
Главное отличие программы университета от программы колледжа — на нее можно поступить только после 11 класса. Администрация университета приняла такое решение, чтобы набирать более подготовленных абитуриентов. Таким образом на программу СПО могут попасть те, кому не хватило баллов для поступления на высшее образование или те, кто не сдавал химию и биологию (отбор на СПО ведется по конкурсу аттестатов и дипломов, если абитуриент уже имеет высшее образование). Позже можно получить высшее образование, причем у тех, кто закончил среднюю ступень обучения, будет преимущество: часть дисциплин им зачтут.
— Главное наше преимущество -подготовка студентов будет как практической, так и проектной. Сейчас университет имеет более 500 договоров с клиническими базами, где студенты проходят практику. Ребята будут видеть не только симуляционные центры, которых у нас три, но и реальных пациентов. Eсть реабилитационная медицина, поликлиники, скорая помощь и ФАПы. А касаемо проектной деятельности, у нас есть профессиональная ассоциация медицинских сестер, которая будет активно работать со студентами. Они защищают уникальные проекты по уходу за тяжелобольными, по профилактике, по реабилитации, по долговременному уходу. Ими выиграно два президентских гранта. Один по профилактике артериальной гипертензии, второй по профилактике рака груди. Средних медицинских работников нужно учить, как эти проекты оформлять, как участвовать, как анализировать результаты, и ассоциация готова помогать, — рассказала Светлана Валентиновна.
Программы разрабатываются по новым образовательным стандартам, которые начинают действовать с этого года. По ним длительность обучения сократилась, опять же из-за дефицита кадров и необходимости скорее выпускать студентов в практическое здравоохранение. Подготовка медицинских сестер сократилась с 2 лет и 10 месяцев до одного года и 10 месяцев. Фельдшеры будут учиться 2 года 10 месяцев, акушерки два с половиной года.
— Мы постараемся сделать все, чтобы качество образования от сокращения часов никак не пострадало. Будем добавлять больше практических занятий и опираться на свой опыт, чтобы давать то, что действительно пригодится. Также для этих программ доберем педагогов, так как там немного другие условия: педагог должен минимум три года поработать в практике. Но дефицита у нас нет, так как много моих выпускников с радостью делятся опытом, — отмечает Лапик.
Светлана Лапик также рассказала, что уже поступает очень много звонков, причем от людей, которые имеют высшее образование в немедицинских сферах. Это не проблема, поступить можно в любом возрасте и с любым опытом. К конкурсу допускаются аттестаты и дипломы любого года. Пример того, что учиться никогда не поздно, мне встретился тут же, в симуляционном центре, на занятиях первого курса студентов-педиатров под присмотром Светланы Лапик. Помещение с куклами и аппаратами, где студенты могут тренироваться. Сегодня они по плану учатся переносить пациента на носилках. В этой группе есть студентка, которую все по-доброму зовут тетя Ангелина, причем приставку «тетя» она сама себе придумала. Ангелина двенадцать лет работала фельдшером скорой помощи, а теперь решила выучиться на врача.
***
фото: Занятие первокурсников в симуляционном центре.