Солдаты Сталинграда
Сегодня — последняя, девятая сталинградская страничка, в которых мы рассказывали о солдатах 229-й ст, участниках Сталинградской битвы. В этот день, восемьдесят лет назад, сражение завершилось победой .
Вечернее сообщение Совин-формбюро. 2 февраля 1943 года.
Войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. 2 февраля раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе севернее Сталинграда. Историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск.
Сталинградский приказ
О чем может рассказать всего один сталинградский наградной приказ? Например, о бывшем рядовом 783-го стрелкового полка 229-й стрелковой дивизии Федоре Дудченко. Он был призван Омутинским райвоенкоматом, отправлен на формирование дивизии, получившей номер 229. 17 июля 1942 года дивизия приняла участие в сражении на подступах к Сталинграду.
Там след Федора Дудченко теряется. И вновь появляется в начале января 1943 года. В ходе операции «Кольцо» по уничтожению запертой в Сталинграде армии Паулюса.
Федор Дудченко, командир отделения связи 496-го истребительного противотанкового артиллерийского полка, 15 января 1943 года награжден медалью «За боевые заслуги». Конкретным заслугам Федора Дудченко в приказе отведено ровно две строки: «за то, что он непрерывно под ружейно-пулеметным огнем поддерживал связь между НП и огневой позицией в боях 12 и 13 января 1945 г.».
Но отчего в приказе о Федоре Дудченко, командире отделения связи, неполных двадцати лет, написано так скупо и сухо? Может, речь шла о каком-то совершенно рядовом эпизоде? Вправе ли мы сейчас и здесь решать и оценивать серьезность событий, которые нам вдруг выложила своевольная госпожа История на блюдечке с голубой каемочкой?
Давайте задержимся на этой странице. В начале января 1943 года началась операция «Кольцо». Как написал историк Александр Самсонов в книге «Сталинградская битва» (1961): «Ставка Советского Верховного Главнокомандования решила быстрее ликвидировать окруженную в Сталинграде группировку. Проведение операции поручалось войскам Донского фронта». План: ликвидировать в течение 6 дней. «Донской фронт, пишет Самсонов, Ставка усилила новыми соединениями, преимущественно артиллерийскими. Начало назначили на 10 января».
Нетрудно высчитать, что 496-й ИПТАП, в котором мы и обнаружили Федора Дудченко, был одним из этих соединений. Участие в операции «Кольцо» стало для полка первым военным уроком. И по наградному приказу, в котором мы найдем двадцать четыре фамилии одних только рядовых из этого полка, увидим, как они подготовились к этому уроку.
Изучая наградной приказ, мы смогли, как говорится, определиться на местности. 496-й ИПТАП действовал в районе, где имелись две противоположно направленные «зарубки на местности». Огромная балка Караватка, какими изобилует территория, и ее противоположность — высота 119,7.
Периметр окружения армии Паулюса составлял больше ста километров. И в этом кольце еще оставались четверть миллиона солдат и офицеров, которые не спешили складывать оружие.
Так получилось, что в поисках Федора Дудченко мы с вами оказались там, где операция «Кольцо» начиналась. Eще одна цитата: «В первый день, 10 января, противник удерживал оборону на северо-восточном берегу балки Караватка. Однако в ночь на 11 января сопротивление немцев было сломлено», писал в своих воспоминаниях представитель Ставки при штабе Донского фронта маршал артиллерии Николай Воронов…
Дальнейший боевой путь 496-го полка лежал на Донской фронт. Полк сражался с немецкими танками на Северском Донце, затем и пришла пора великого противостояния нашей артиллерии и немецких танков на Курской дуге. Где-то в это время, точный документ, к сожалению, не обнаружен, Федор Дудченко становится пациентом госпиталей и военно-пересыльных пунктов.
Возможно, Федор был ранен еще в операции «Кольцо», где он «поддерживал связь под ружейно-пулеметным огнем». А может и на Северском Донце.
Видимо, ранение тяжелое. И его пересылают из одного ВПП в другой. 3.06.44 — Курск. 11.07.44 он снова в госпитале — уже в Тамбове — ЭГ N 5354. Возможно, это медицинская комиссия, которая решает: годен ли наш земляк к строевой… Видимо, все-таки годен.
В начале сорок пятого Дудченко снова в запасных частях в 107-м полку 21-й запасной сд в Львовском военном округе. Можно сказать, что до конца войны его место в тыловых либо охранных частях. Других документов нет. И он останется для нас героем одной операции. Но зато какой — операции «Кольцо»!