Не меркнет память о «Варяге»
«Врагу не сдается наш гордый «Варяг», — эту песню, символ мужества российского флота, знает наизусть уже пятое поколение потомков Дениса Зырянова -героя русско-японской войны, нашего земляка.
Eго внучка Нина Дмитриевна Шебеко бережно хранит открытку 1904 года с фотографией канонерской лодки «Кореец» (знаменитый крейсер сфотографировать не успели). Eще одна ценная вещь — иконка Иисуса Христа: с ней Денис Кириллович прошел русско-японскую, Первую мировую и гражданскую войны, носил ее в нагрудном кармане и вернулся домой целым и невредимым. В семье считают: иконка сохранила жизнь матроса.
Не меньше сорока фотографий на стенах, комоде и серванте: предки и их молодое поколение смотрят на хранительницу домашнего архива и семейной памяти. Нина Дмитриевна выбрала эту роль в том числе и потому, что всю жизнь проработала учителем истории.
— В школьной программе русско-японской войне отводилось два часа, я приносила в класс награды и фотографии деда: мальчишек было не оторвать! Тогда все хотели быть героями, — с улыбкой отмечает она.
…Денис Зырянов с командой обслуживал одно из орудий крейсера «Варяг». 1904 год, в нейтральный порт Чемульпо, где стояли иностранные суда — американское, французское, английское, итальянское, турецкое, — зашла японская эскадра и отрезала выход в море. 27 января поступил сигнал: русские корабли должны сдаться на милость победителя. Адмирал Уриу пожелал взять «Варяг» и преподнести его японскому императору.
Два капитана, Беляев («Кореец») и Руднев («Варяг»), обратились к иностранцам с просьбой сопровождать их выход в открытое море. Все отказались. Тогда за считанные минуты собрали офицерский состав и решили пойти на прорыв, чтобы уйти в Порт-Артур.
«Все мы вышли на палубу, и к нам обратился капитан Руднев: «Братцы! Наступил тот час, когда мы должны постоять за Отечество. Никогда не опускался боевой Андреевский флаг перед противником. Каждый делает свое дело добросовестно, и мы прорвемся!» «Выполним клятву, данную матери-Родине!», ответили матросы», — пересказывает Нина Дмитриевна воспоминания деда. И продолжает:
— Когда они выходили в открытое море, на итальянском корабле заиграли гимн Российской империи. Подошли на орудийный выстрел, и на крейсере «Варяг» взвился Андреевский флаг, что означало: к бою готовы. Японцы были ошарашены. Ведь их силы значительно превосходили русских. Дедушка видел, как падали убитые матросы, начался пожар, образовалась пробоина, как ранили Руднева, но тот поднялся со словами: «Братцы, я на боевом посту, продолжаем сражение!»
Крейсер получил такие повреждения, что не мог маневрировать, и капитан принял решение возвратиться в нейтральные воды. Из 530 членов команды — 88 убитых и около 200 раненых. Палубу и море вокруг заполнили окровавленные тела…
За проявленный героизм матросов наградили Георгиевскими крестами. Денис Зырянов вернулся с подарками от императора: серебряными часами, подстаканником с портретами царской семьи, перстнем. Ценности он сдал ялуторовским купцам, а на вырученные деньги построил дом.
Строгим, трудолюбивым, совестливым запомнила его внучка Нина, она родилась в 1940-м году.
С женой Александрой Денис познакомился по весне, девчата водили хороводы, он и выбрал самую красивую. Детей у Зыряновых родилось пятеро: четыре сына и дочь. На мальчиков давали земельные наделы, но пашней занимался его бездетный старший брат, а сам Денис Кириллович, выучившись за семь лет во флоте грамоте, пошел по торговой части. Собирал шерсть, масло, шкуры и сдавал на базы.
Жили одной большой семьей: рядом старший сын Дмитрий, наискосок — Василий, тут же — брат.
Герой «Варяга» пережил многое. В Великую Отечественную его младшенький Николай пропал без вести в самом начале войны. Даже жениться не успел. От среднего Шуры пришла последняя открытка: «Мы будем защищать город Ленинград», — и больше никаких следов. Осталась вдова с пятью детьми.
Рано овдовел старший Дмитрий. В 1939-м взяла на себя хозяйство и четверых ребят молоденькая мама Нины.
— Двор у деда Дениса был очень аккуратный, под метелочку, хозяйство большое, руководил он им умело, — рассказывает наследница. — Мальчишек-внуков учил борьбе, чтобы умели постоять за себя. Красавцем был редкостным. Бабушка ревновала к другим женщинам. Силач, мог с легкостью раскидать пятерых, только ноги из сугроба торчали. Баба Саня делала щи, томленные в русской печи, а из теста, что заводила на хлеб, пекла к завтраку оладушки да блинки. Разносолов мы не видели. Налоги давили: 360 литров молока в год сдай, сто штук яиц, мясо, кожу, шерсть… Церковные праздники в советское время не отмечали, но на Пасху красили яйца, отмывали дом и наряжали детей. Бабушка пряла, вязала носки и варежки, красивые шали с кистями.
Внучки начали выходить замуж и обязательно шли в гости к деду. -Дед Денис последний из семерых детей. Сестер его удачно выдали замуж в зажиточные семьи, с малым приданым взяли, за красоту. Всех их впоследствии раскулачили. — с горечью вспоминает Нина Дмитриевна. — Моя свекровь говаривала: «Кто в Сибири плохо жил? Только лодыри!» Родной брат жены деда Дениса сказал: «Я еще посмотрю, как сложится». Когда записывали в колхоз, его сразу определили в подкулачники. Комиссия, вошла поутру без стука: «Освободить помещение! Конфискуем имущество!». Так и сослали семью деда Макара как вредителей в Уватский район.
Нина Дмитриевна Шебеко ведет статистику: у Дениса Зырянова -детей пятеро, внуков — 14, правнуков — 24, праправнуков — 32, прапраправнуков пока 23. Преимущественно с высшим образованием. Среди потомков героя учителя, инженеры, врачи.
В ноябре прошлого года на кладбище села Шестаково (ныне Заводоуковского района) герою крейсера «Варяг», Георгиевскому кавалеру Денису Зырянову с воинскими почестями открыли памятник.
За помощь семья благодарит Eвгения Титенко, председателя общественной организации «Союз военных моряков», Александра Перова, Сергея Волобуева, подполковника в отставке, Нуртдина Ибрагимова, руководителя общественной организации «Ветераны-пограничники Тюменской области», Алексея Салмина, депутата областной думы.
***
фото: Нина Дмитриевна Шебеко.