X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

«Мы тоже можем запамфилить»

До революции большим авторитетом у мичуринцев пользовались купцы Памфиловы: Алексей Федорович и Анна Яковлевна, супруги.

— В конце XIX века Памфиловы были известны и в Тюмени, — рассказывает краевед Оксана Усманова. — Они первые маслоделы и сыровары, промышленники. В газетах тех лет из номера в номер размещались объявления о продаже продуктов Чернореченской фермы (деревня Черная речка находится в четырех километрах от Мичурино — Н.Д.), об участии в сельхозвыставках. Все известные путешественники, журналисты, посещавшие Тюмень, всегда встречались с Памфиловыми. Гостей тепло и радушно принимали как в тюменском доме на Большой Разъездной улице, так и в имении на Черной речке.

Спустя сто лет славные дела этих людей немного забылись. Но есть активисты, готовые оживить историческую память. Руководители общественной организации «Наследие» Олег Старков и Оксана Усманова убедили селян сохранить место, где прежде стояла церковь и где похоронен Алексей Памфилов. Центральной площади Мичурино присвоено имя — парк имени купца и мецената Алексея Памфилова.

— Парк построили в историческом месте, ранее недалеко был расположен храм, который возвели на деньги Памфилова, — рассказывает мне Василий Абрамов, местный краевед, который с 1979 года изучает историю Черной речки и Мичурино.

— Холм с фундаментом разрушенной церкви облагорожен, его композиционно встроили в центр парка, недалеко от него установлен временный стенд с информацией о Памфиловых, — дополняет Олег Старков.

Помимо церкви, Алексей Памфилов на собственные средства построил в 1895 году в селе Малая Балда (так прежде называлось Мичурино) училище, бревенчатое здание которого сохранилось до наших дней. В конце XIX века инспекция министерства просвещения отметила памфиловскую школу как одну из лучших в Тюменском уезде.

— Здание школы хотели снести, -рассказывает мне жительница Черной речки Лилия Обросова. — Поэтому и Василий Абрамов, и жители Мичурино и Черной речки стали бить тревогу, писали даже губернатору. И здание оставили в покое. В 2012 году житель Червишево, депутат районной думы Владимир Куракин хотел отреставрировать его, но тогда ему отказали. А сейчас у него нет средств. Он до сих пор содержит обсерваторию и церковь.

Оксана Усманова полагает, что памфиловское училище может стать частью новых туристических маршрутов, обеспечивая занятость местного населения: «Планируем проводить здесь авторские экскурсии, мастер-классы, организовать фотозоны и коворкинг, лекционное пространство, будем обучать прикладным промыслам, — говорит Усманова. — Это будет история, как из любви и вовлеченности к родному краю формируются бизнес-идеи и их последующая реализация».

Инициаторы проекта возрождения училища, построенного Памфиловым, нуждаются в поддержке.

— Кто нам нужен? Что нам нужно? — задается вопросом Оксана Усманова. — Нам нужно оценить и составить смету на ремонт. Мы приглашали уже трех архитекторов — нам говорили, что примерную смету можно составить за десять тысяч. Но пока вопрос не решается. Лиза Даровских, Лилия Обросова и я будем разрабатывать туристический маршрут. Все пока делаем на общественных началах, но очень хотим, чтобы развивалась территория и не исчез этот дом. Червишевское муниципальное образование — это же места первого в Сибири маслобойного производства, удостоенные международных наград. С ним связаны истории не только Памфиловых, но и других меценатов -Вардропперов, Ятесов, Мысовских, Фугаевых, — а также поселения староверов в Друганово. Кстати, до Мичурино отличная асфальтированная дорога с рейсовыми автобусами и расстояние всего в 44 километра.

Сейчас женщины заканчивают решать юридические вопросы, связанные с регистрацией некоммерческой организации.

— Мы на пути создания НКО, -делится планами Лилия Обросова. — Пока нет зарегистрированного юрлица — ни грант, ни субсидию не получить. Такие правила.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта