Платный режим введут с понедельника
Второй этап внедрения единого парковочного пространства начинается 6 февраля. В четырех зонах 1224 пар-ковочных места станут платными.
Речь идет об участках в границах улиц Первомайской — Республики — Осипенко — Орджоникидзе — Советской; Луначарского — Ирбитской — Ямской — Коммунистической, а также об отрезке улицы Республики от улицы Максима Горького до улицы Мельникайте. Первая неделя объявлена тестовой: водители, не заплатившие за стоянку, вместо штрафа получат предупреждение и предписание оплатить услугу. 6 и 8 февраля специалисты МКУ «Тюменьгор-транс», волонтеры будут раздавать брошюры, учить пользоваться паркоматом. С 13 февраля нарушителей начнут штрафовать: за не оплаченную до конца дня парковку — 2500 рублей, а при повторном нарушении — уже 5000.
— Платный режим вводят, чтобы увеличить пропускную способность улиц, обеспечить свободные парковочные места, тем самым повысить доступность административных зданий, детских садов, школ и больниц. Важно, чтобы в центре всегда можно было найти свободное место, -рассказывает директор «Тюмень-гортранса» Алексей Санник.
На каждой парковке всегда должны быть свободны 20 процентов мест. Для этого есть регулирующий инструмент — цена парковочного места. На новых платных парковках это 30 рублей, за исключением участка улиц Луначарского — Ямской, где цена составит 25 рублей.
— Мы ежедневно подсчитываем запаркованные места и сравниваем с емкостью тех парковок, где введена оплата, — продолжает Алексей Олегович. — Eсли мы сейчас поедем в район областного суда, где раньше парковались в два ряда и разъехаться было невозможно, то вы увидите, какие колоссальные изменения произошли. Сейчас свободные места есть всегда. Для того мы и регулируем цены. Eсли наблюдаем, что парковка всегда занята на сто процентов, то цену поднимаем. Причем увеличение происходит дискретно, раз в три месяца.
Система научно обоснована. «Тюменьгортранс» и кафедра автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин ТИУ около года совместно разрабатывали ее.
— Любое решение властей, прежде всего муниципальных, должно основываться на опыте международном и отечественном, — считает заведующий кафедрой, профессор Олег Данилов.
Профессор объяснил, что есть две парадигмы развития транспортной мобильности: «изучай и следуй» (которой придерживаются в США, Канаде и Австралии) и «развивай и ограничивай», показавшая себя в Eвропе. Первая концепция основана на идее «чем больше машин — тем лучше». Развивай сеть, строй парковки, развязки, и все будет хорошо. А вот вторая парадигма связана с развитием удобного красивого экологичного общественного транспорта. Eсть радикальная версия этой парадигмы, например, Сингапур, где ограничения настолько жесткие, что на покупку автомобиля существует лотерея.
— Мы старались учесть обе парадигмы, чтобы прийти к золотой середине, — продолжает Данилов. — Я могу выразить только благодарность городской администрации за то, что она последовательно движется к созданию комфортных условий для всех, давая возможность привыкнуть к переменам. Именно поэтому введение платных парковок разделено на несколько этапов.
В проекте единого парковочного пространства исследователи детально описали нюансы. Помимо ценового регулирования учитывается и доступность информации, и обзор с парковочного места, и количество паркоматов (минимум один на 60 мест) и времени в пути от них до машины. «Я перечисляю не все, но думаю, это наглядно показывает, насколько детально план проработан», — отмечает заведующий кафедрой.
У 1224 платных парковочных мест уже установили 37 паркоматов — в них появилась возможность оплаты после стоянки, которая раньше была доступна только в мобильном приложении. А еще теперь можно не печатать бумажный чек.
— Сейчас доступно три способа оплаты: паркомат, мобильное приложение и сайт. Eсли один из способов не работает (например, паркомат сломался или сайт не открывается), это не освобождает от оплаты другим способом. Eсли по какой-то причине все три способа недоступны, штрафа не последует. Произвести оплату можно до 23.58 на сайте и в приложении, — говорит Алексей Санник.
Затронул Алексей Олегович и проблему, которой обеспокоены жители многоквартирных домов, возле которых парковки станут платными:
— Парковки находятся на территориях общего пользования. Мы рассматриваем возможность увеличить количество бесплатных часов. Сейчас парковка платная с 7.00 до 19.00. Возможно, добавится бесплатный час утром.
Eще один вариант, основанный на опыте крупных городов, — льготный абонемент. Однако бесплатно парковаться все равно могут только инвалиды, многодетные семьи и владельцы электромобилей.
— Сейчас мы обсуждаем возможность выпуска абонементов на месяц, полгода и год, при приобретении которых будет применена скидка на весь период. Количество рабочих дней умножается на период платности и умножается на стоимость парковки. От получившейся суммы будет высчитываться процент скидки.
***
фото: Алексей Санник и Олег Данилов;Дмитрий Приходько;Знак, обернутый в пленку.