Орёл — город яблок и писателей
«И зачем вы сюда переехали? Вы знаете, что у нас люди злые?» — так встречали нас, сибиряков, в Орле — городе первого салюта в самом сердце центральной России.
Да, город не самый улыбчивый, и где-то даже настороженный, и сервис подкачал, но именно орловцы помогли нам, когда с мужем случилось несчастье.
Прожить шесть лет, встречая лето в мае, любуясь цветущими кипарисами и акациями на центральных улицах, гуляя по бесконечным яблоневым садам, я считаю своей большой жизненной удачей.
По словам уроженца этих мест, писателя Николая Лескова, Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу Родины никакой другой русский город». С этим трудно не согласиться -здесь родился Тургенев, расположена его усадьба Спасское-Лутовиново. Правда, знаменитый тургеневский дуб не выдержал урагана, сломался в 2021 году. В центре города сохранился дом с уникальной атмосферой Серебряного века, где вырос Леонид Андреев.
С Орловщиной связаны жизнь и творчество Апухтина, Пришвина, Тютчева, Фета, художника Мясоедова, композитора Калинникова, Eлены Благининой, которая написала «Мама спит, она устала». Первую работу в редакции «Орловского вестника» нашел Иван Бунин, сюда заметки отправляла и я.
По орловским улицам гуляли Анна Керн, Пушкин, Eсенин, Толстой, Некрасов, Карамзин.
Старый губернский город Лесков подробно описал на страницах таких произведений, как «Грабеж», «Тупейный художник», «Несмертельный голован», «Пугало», «Мелочи архиерейской жизни». Некоторые персонажи встречаются и по сей день.
В Орле стоит жить только лишь ради яблок. Сорта антоновка, грушовка, синап, ветеран, белый налив, рождественское, карамелька… Бесчисленное множество сортов. Вес некоторых яблок достигает килограмма. Вкусны необычайно! На ярмарках их продают по пятьдесят рублей за кило. На магазинные я теперь и смотреть не хочу.
Когда в Тюмени лежит снег и варят холодец, в Орле сезон яблочных пирогов и осенних прогулок.
Наконец, я, сибирячка, прочувствовала произведение «Лето Господне» Ивана Шмелева. Вот, например, отрывок про Покров.
«В канун Покрова, после обеда, — самая большая радость, третья: мочат антоновку. Погода разгулялась, большое солнце. В столовую, на паркет, молодцы-плотники, в родовых рубахах, чистые, русые, ясноглазые, пахнущие березой банной, втаскивают огромный рогожный тюк с выпирающей из него соломой, и сразу слышно, как сладко запахло яблоком.
Ляжешь на тюк — и дышишь: яблочными садами пахнет, деревней, волей. Не дождешься, когда распорют. Порется туго, глухо, — и вот, пучится из тюка солома, кругло в ней что-то золотится… — и катится по паркету яблоко, большое, золотое, цвета подсолнечного масла… пахнет как будто маслом, будто и апельсином пахнет, и маслится».
Когда я показала орловцам фото нашей тюменской яблоньки, они только и сказали: «Какая странная у вас вишня».
Огромные вековые липы, раскидистые дубы, плакучие ивы, как гигантские шатры, ясени и разные неведомые мне деревья восхищали и украшали нашу жизнь, а когда я увидела деревенский домик, сплошь увитый плетистой розой, мне захотелось остаться здесь навсегда…
Кстати, в Орле очень много увлеченных разведением сортовых роз и пионов, благо мягкий климат позволяет.
Груши и сливы росли прямо во дворе нашей многоэтажки, сосед собирал их с асфальта и варил варенье.
А вот с экономикой все не так благополучно, как хотелось бы. Заработать хорошие деньги очень трудно, часто молодежь уезжает в Москву, мужчины работают вахтами, самые популярные профессии -таксист и продавец.
Зато на Оке круглый год зимуют утки, они жирные, откормленные и по весне выводят утят.
Недалеко от города национальный парк «Орловское полесье», где сохраняют популяцию зубров.
В городе нет полноценной филармонии, зато шикарные парки, в том числе Детский парк со множеством качелей и «Дворянское гнездо» с тихими заводями и романтичными беседками.
Очарование русской природы будто сошло со страниц любимых классиков.
Здесь много иностранных студентов, а еще в городе с населением триста тысяч ходят трамваи!
Нам очень нравилось, что летом даже у водоемов нет комаров и мошкары, не надо бояться клещей и отсутствует грязь в тюменском ее понимании, дороги и тротуары высыхают за пару часов.
Правда, с дорожным покрытием беда — оно латано-перелатано, в самом центре стоят разрушенные двухэтажки, будто до сих пор не выбили врага — Орел был оккупирован фашистами. В школах и поликлиниках до сих пор встречается мебель образца 60-х годов и деревянные полы.
Для себя я решила: на пенсии буду жить на Орловщине, при прочих равных условиях тут намного теплее, снег может выпасть только в феврале, а 1 мая вовсю цвести сирень, домохозяйство вести дешевле, а изучать культурное наследие не хватит и целого века.
***
фото: Библиотека Бунина.;Орёл в движении