Тюмень — Хоккайдо, приём
С японкой Харукой я познакомилась в 2013 году, когда была волонтером программы для иностранных студентов Aiesec.
Моя роль называлась buddy — в переводе с английского «дружище, приятель». Это своего рода проводник между культурами, помощник в адаптации. Харука напоминала панду — медлительная, спокойная, философски настроенная, обаятельная и милая. Она запросто делала бумажные игрушки за разговором в пиццерии, ведь это в японской традиции. А еще рассказывала про своих родственников. Недавно Харука отправила мне фото со своей дочерью Кохару. Что в переводе — маленькая Харука.
— У нас на Хоккайдо завтра будет минус 15. Для нас очень холодно. С теплотой вспоминаю времена в Тюмени.
Я сказала, что фамилия нашего мэра — Кухарук, а это очень напоминает имя ее малышки. Харука отметила: «Я буду использовать это, когда буду знакомить свою дочь с тюменцами».
Затронули мы с Харукой тему старости. Бабушке Харуки 90, она любит водить машину. Отношение к возрасту в Японии достойно восхищения. Хотя, как оказалось, есть и обратная сторона, пишет Харука: «Растущие расходы на здравоохранение для пожилых людей оказывают давление на государственные финансы страны. Молодые люди в Японии вынуждены работать больше и платить больше налогов. Неясно, останется ли для них пенсия в будущем. Возможно, это своеобразный ответ страшной средневековой традиции, когда пожилых как обузу скидывали с горы. Eсть версия, что это фольклор. Харука говорит: «Может, фольклор, но про это все японцы знают. Историки объясняют: ритуал убасуте был способом выживания японских деревень во время голода».
Да, в России отношение к старости не самое почтительное. Нерасторопные «бабки» в транспорте, в поликлиниках иногда раздражают молодых и сильных. Уж не говоря о сокращенных музейных смотрительницах, оперативно замененных на резвых мальчиков, в том числе, и нашем музейном комплексе имени Словцова. Но все-таки встречаются примеры, которые воспринимают у нас как нечто уникальное. Я показала Харуке свои публикации про Раису Степановну Шпартееву, которая в 92 года вышла замуж (правда, уже развелась), помню ее слова «живу, не люблю киснуть», про 81-летнюю велосипедистку Юлию Михайлюк, которая не может не крутить педали. «Вот это сила! -сказала Харука. — Пусть будет так».
Она пишет: «Сейчас, к сожалению, между нашими странами трудно вести какие-либо дела напрямую и открыто, но полностью терять связь с Россией — большая ошибка».
***
фото: Харука с дочерью Кохару.