Жизнь с «Новой надеждой»
— Он сжег мою машину, но я его простила, из тюрьмы ждала, в заключении мы и поженились, — рассказывает Мария Васильева (имя и фамилия изменены). — Думала, он изменится, будем жить…
Самая распространенная женская ошибка — надеяться, что мужчина станет другим человеком. Так Мария встретила Новый год под столом и без электричества, трясясь от страха: возлюбленный стал захаживать в гости с топором, а у Марии сын и пожилая мама. Когда муж (теперь уже бывший) спалил квартиру мамы и снова сел в тюрьму, Мария стала серьезно опасаться за свою жизнь. Коллеги предложили спрятаться — уехать на время в кризисный центр.
Здесь принимают всех: пожилых одиноких женщин, многодетных мам, беременных, зависимых от алкоголя и наркотиков. Eсть семьи на патронаже, они приходят за вещевой и продуктовой помощью. В марте реабилитационному отделению «Новая надежда» центра помощи «Милосердие» исполняется три года.
— Мы предоставляем самое важное: временное проживание, бесплатное питание, одежду, содействуем с медицинской помощью, юридической, психологической. -говорит Анна Слинкина, заведующая отделением. — Ведь женщине самое главное — чувствовать себя в безопасности. А уже потом -вместе с психологом — найти внутренние ресурсы, чтобы выйти из ситуации, в которой она оказалась. Мы помогаем получить документы, трудоустроить, оформить пособия, устроить детей в детский сад и школу.
Скоро из «Новой надежды» съедет молодая женщина с ребенком: получила работу в клининговой компании. Накопила денег и сняла жилье мама с четырьмя детьми. Мамы с детьми чаще всего обращаются по поводу внутрисемейного конфликта, отсутствия работы и средств к существованию.
С пожилыми женщинами сложнее — история бывает настолько запутанна и неправдоподобна, что, чтобы свести все концы, требуются годы. Так было в случае Ольги: двадцать лет она не видела родных, а по документам и вовсе признана умершей. Специалисты провели расследование и в январе отправили постоялицу к родным. Eе встретили пожилая мама, которая не чаяла увидеть Ольгу живой, и уже взрослые сын и дочь.
Зинаида и Светлана испытывали сложности в общении с выросшими детьми, а теперь вернулись в семьи и наладили отношения с родственниками.
Иногда помощь начинается… с чайника. Да, представьте, некоторые не умеют включить электрочайник, потому что раньше никогда его не видели. В отделении они восстанавливают утерянные социально-бытовые навыки: учатся готовить, стирать, следить за собой.
Принцип центра «Милосердие» -никому не отказывать. Однажды туда обратилась вич-инфицированная беременная, которую нигде не хотели принимать.
— Так и родилась идея создать женское отделение. — рассказывает Андрей Якунин, директор центра «Милосердие». — В Канаде опробовали модель: соединили детские дома с интернатами для пожилых, и люди обрели новый смысл. А мы соединили три поколения в одном пространстве. Аналогов нашему учреждению в России нет. Обстоятельства сложились удачно: ко мне пришел собственник и предложил помещение. Здесь мы создаем особую социотерапевтическую среду.
— Ой, вы первая, кто правильно мою фамилию написал! — восклицает Валентина Цысь. Она путается в собственной истории, умалчивая неприятные моменты. — Как сюда попала? У деда на квартире жила, его поить надо постоянно, каждый день бутылка водки. На пьется пьяный, сами знаете… У меня два взрослых сына на Севере, квартира на Ямале, двухкомнатная, стоит закрытая, моя личная, я сама ее получала. В Тюмень в командировки летала, товар возила. Даже пенсию еще не оформила (Валентине 66 лет). Меня ограбили — вот паспорта и нет. Не выпивала, не курила никогда, полгода здесь живу…
Восстановить документы бывает очень сложно, но гораздо сложнее восстановить утраченную личность. Это ювелирный труд, требующий большого терпения и любви к людям.
— Мне очень нравится фраза: за ночь нельзя изменить жизнь, за ночь можно принять решение, и оно изменит жизнь, — считает Людмила Семенова, психолог «Новой надежды». — Атмосфера в семье -это выбор каждого. Мы рассказываем о созависимых разрушающих отношениях и путях выхода из сложившейся ситуации. Тщательно разбираем, почему женщина выбирает для себя такие жизненные рамки. Ведь в созависимых отношениях участвуют всегда двое. И когда женщина уходит, тиран сдувается, и остается неуверенный в себе человек с большими страхами и комплексами. Наш центр создает среду, которая помогает восстановиться: у нас бездомные бабушки начинают краситься, наряжаться, сообща проводят вечера и праздники. А мамы учатся отстаивать свои интересы и делать лучший выбор.
Ольга Соловьева, специалист по учебно-воспитательной работе, лепит с Валерой куличики из цветного песка. Кажется, малость. Только из таких малостей и складывается будущее. Педагог беседует с ребенком, смотрит, в чем тот отстает, и делает на этом акцент в занятиях. Отделение богато украшено детскими поделками и рисунками, в помещениях уютно.
— В нашем деле случайных людей не бывает, чтобы специалисты не выгорали, мы стараемся привлекать их к разным видам деятельности, — продолжает Андрей Якунин. — Мы как люди более благополучные несем ответственность за тех, кто не смог справиться с трудностями, иногда на то, чтобы вытащить человека из его личной ямы, уходят годы. Мы готовы помогать столько, сколько требуется: точка входа — улица, точка выхода — самостоятельное устройство. Режим дня, распорядок, атмосфера трезвости и здорового образа жизни… Мы поможем тогда, когда полностью вернем человека в нормальное общество, чтобы он зарабатывал и жил. Просто покормить, отмыть, переодеть, дать временную койку — мало.
Центр «Милосердие» и отделение «Новая надежда» получают финансирование из областного бюджета как поставщики социальных услуг, но этих денег на все не хватает. Большую роль играют благотворители. В отделении принимают женские вещи в хорошем состоянии всех размеров, игрушки, которые поддаются санитарной обработке, продукты. Всегда актуальна финансовая помощь.
***
фото: Анна Слинкина;Ольга Соловьева, специалист по учебно-воспитательной работе, проводит занятие по мелкой моторике;Рисуем вместе новое будущее.