X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Обнимательный инструмент и товарищ

Чего точно не ожидаешь увидеть в квартире, так это арфу. А у Аллы Кононовой, преподавателя зарубежной литературы в ТюмГУ, их даже две.

Арфу поменьше зовут Миналуш, ее сделали на заказ, привезли из-за рубежа, и арфа побольше -Изольда, она приехала прямиком из Франции, а в каталоге арф так и звалась Изольдой, так что ничего выдумывать не пришлось.

— Изольда — персонаж средневековой легенды о Тристане и Изольде. Она ирландка, стихийный персонаж. Мне она нравится, и имя это очень подходит моей арфе, -говорит Алла.

Когда-то Алла закончила музыкальную школу по классу фортепиано, а потом, в старших классах, созрел интерес к ирландской литературе, поэзии и музыке. Увлечение продолжилось и в университете — дипломная работа Аллы была посвящена ирландской поэзии, тогда же девушка впервые поехала в Ирландию, на родину арф. «Увидела арфу, и мне показалось, что это инструмент для меня», — говорит она. С тех пор начала мечтать о собственной. Годы сбережений (откладывала со стипендии), большое желание и вот — арфа у хозяйки. Училась играть самостоятельно: много читала, смотрела, слушала.

— В городе нет преподавателей, которые учили бы играть на леверсной арфе. Она отличается от обычной педальной в первую очередь размером, во вторую — механизмом переключения тональностей. Чтобы поменять тональность на леверсной, нужно поднять рычажок, леверс, в отличие от обычной арфы — там нужно переключать тональности нажатием педали. Eще классическую арфу нельзя просто повесить на плечо и понести — нужна специальная тележка, а леверсную — можно.

…Не только читала, слушала, но и практиковалась: выступала на фестивале «Небо и земля» и в университете. Аспирантуру Алла заканчивала в Ирландии, в Лимерикском университете; занималась с арфистами, которые могли поправить руки, показать традиционную технику игры. В Лимерике вместе с другими музыкантами играла на арфе в пабе.

Страшно выступать на публике?

— Редко кто из музыкантов скажет, что на сцене не волнуется совсем, даже известные арфисты рассказывают, как у них случаются панические атаки, когда руки трясутся, а из головы все вылетает. Ошибаясь, я не волнуюсь. Воспринимаю ошибку как интересную вариацию. Eсли беру не тот аккорд, то могу его обыграть. Музыканты с большим опытом тоже ошибаются, за честность зрители прощают.

Репетирует арфистка прямо у себя дома, на диване, наклонив и крепко прижав арфу к себе. Говорит, что арфа — «обнимательный» инструмент.

АННА АНГЕЛ

На звуки арфы соседи пока не жаловались.

— У соседей нет выбора, — смеется арфистка, — как у и меня. В двенадцать ночи я, конечно, не играю… или играю, но очень тихо.

АННА АНГЕЛ

Eе музыкальный кумир — канадский музыкант и поэт Леонард Коэн. Аллу поражает, как он разговаривает с публикой, ведет себя открыто и естественно, затягивая аудиторию в свое пространство. А еще в коллекции Аллы есть диск и сборник с нотами для арфы от самого Майкла Руни, известного ирландского композитора, арфиста.

Работа и музыка в жизни Аллы уживаются прекрасно.

— Я что-то читаю, и у меня появляются идеи, что сыграть или спеть. Бывает, читаю стихи, потом на эти стихи пишу аккомпанемент.

Eще один плюс арфы в том, что когда совсем нет настроения и желания общаться с людьми — Алла легко может пообщаться с арфой, та все прекрасно поймет и обязательно выслушает. А еще арфа -инструмент для ленивых.

— Eсли вы, например, начинаете заниматься на скрипке, то должно пройти много времени, прежде чем у вас получится приличный звук. С арфой не так. Даже если вы не знаете, как играть, подходите, пробуете — получается хороший звук. Сложно заставить арфу звучать неприятно или мерзко. Так что моим соседям повезло, — говорит арфистка.

Ну, и она не занимается на инструменте по восемь часов.

— Бывает, что я загружена в университете, проверяю работы студентов, а потом не остается сил, -поясняет моя собеседница. — Вообще важно не то, сколько времени тратится на инструмент: можно и два часа сидеть, мучить инструмент, а можно десять минут поиграть и получить заряд энергии.

Когда Алла находится в эмоциональном раздрае, к инструменту не подходит. Считает это негуманным.

— Был период, когда я просто разваливалась, тогда у моей арфы порвалась струна, причем я к ней даже не подходила — такая у нас связь.

А если захотите, к примеру, электроарфу — будет третий инструмент?

— Электроарфа, конечно, не заменит акустическую: у них разные задачи и разный звук. При желании будет и четвертая, и пятая -было бы куда поставить.

***
фото: Алла Кононова;Алла Кононова с Андреем Гузенко и Михаилом Чащиным на концерте в школе «Мудра», 2016 год.;Игра на арфе завораживает зрителя

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта