Сел и поехал, ничего сложного
У машиниста гусеничного бульдозера «Мостоотряда-36» Николая Панченко водительский стаж приближается к сорока годам, а трактор он освоил даже раньше автомобиля.
Мы подходим к бетоносмесительному узлу, где стоит бульдозер, и Николай Николаевич разрешает мне забраться в кабину. Сделать это можно только через гусеницы. Места внутри только на одного человека. Две педали: газ и тормоз, есть коробка передач. Джойстиком можно управлять движением влево и вправо, сдавать назад и вперед, а еще одно положение поднимает передний отвал.
Панченко разрешает мне завести двигатель. Я поворачиваю ключ, и машина начинает тарахтеть. С бульдозером Панченко по душам не разговаривает, и прозвищ не дает, ведь у бульдозера уже есть имя: Komatsu D65e.
Вагоны привозят щебень и песок, через нижние люки ссыпают, а Николай Николаевич убирает щебень от линии и затем его буртует, то есть разравнивает и готовит к подаче в бункеры бетоно-смесительного узла. Когда машина движется по отвалу вниз, кажется, что вот-вот упадет. Но Панченко говорит, что у бульдозера тяжелая лопата (отвал), ее можно опустить, и она удержит. Да и бульдозер, несмотря на свою кажущуюся компактность, весит 16 тонн. Раньше, когда возраст и здоровье позволяли, Николай Николаевич ездил в командировки, на 25-тонном бульдозере «либхер» участвовал в строительстве дорог и мостов под Коротчаево. Раньше там были плиты, их снимали, делали отсыпку песком. Потом шел грейдер, выравнивал, насыпали щебень, а потом уже асфальт.
— Это же можно делать только летом. Значит, на севере не мерзли? А комары?
— Бывало, и комары, и пауты. Привыкаешь.
— В Тюмени что строили?
— У-у-у, много всего. Вот на Яр дорогу, развязку и объездную там. В Созоново мостики и дорогу отсыпали. Развязку на улицах Запольной и Первомайской. И все это за восемь лет работы в «Мостострое-11».
Николай Панченко родом из Алтайского края, пошел по стопам отца-тракториста и отучился в училище, а со временем освоил все остальные виды техники и открыл все категории. Чтобы управлять гусеничным бульдозером, нужна категория E, а также разрешение в особых отметках, что имеешь право работать на такой технике.
Первый личный автомобиль -«запорожец», появился не сразу, а лишь спустя годы работы на тракторе. Потом были «жигули» третьей модели. А сейчас это «киа спектра».
— Бульдозер медленный, не хочется иногда погонять?
— Я привык, мне быстрее не надо. Но в моей работе ничего сложного нету. Я не задумываюсь, руки уже сами делают. Сел и поехал, вот и все.
— Ваша «киа» с механической коробкой?
— Да, у меня даже дочь на механике ездит.
— Вы дочь сами учили вождению?
— Да, конечно, катался с ней. Отучилась в автошколе и сдала с первого раза. Eе тоже Виктория зовут. Старший сын — водитель, младший тоже. У них свои машины, газели, свой бизнес. Можно сказать, что все мужчины в нашей семье — профессиональные водители. Мне уже впору дома сидеть, а я еще работаю. Хотя на пенсии уже, — смеется Николай Панченко.
***
фото: Николай Панченко и бульдозер.