Будто и не уходил
«Когда я вернусь» — не нравится мне название выставки, — говорит ученик Михаила Гардубея Олег Федоров. — Чтобы вернуться, нужно уйти, а Гардубей, на мой взгляд, никуда не уходил».
Вчера художнику исполнилось бы 75. Специально к этой дате сын Сергей организовал выставку, пригласил друзей, учеников мастера и искусствоведов.
Работы Михаила Михайловича хранились в мастерской, а теперь украшают зал Дома художников: здесь эскизы не осуществленных монументальных работ, станковые — написанные за мольбертом, и ранние произведения — восьмидесятых годов.
— Выставка именно этим и интересна, для себя мы раскрываем художника, начинаем его воспринимать по-другому, даже те, кто хорошо был с ним знаком, — говорит художник Александр Новик.
Организовали небольшой уголок памяти: фотографии Михаила Гардубея, вырезки из газет, мольберт, кисти, карандаши, краски — настоящее пространство художника, будто он только что был здесь и куда-то отлучился.
Много работ еще осталось в мастерской — разместить все в небольшом зале оказалось сложно.
— По сей день в уголок заглянешь — увидишь его эскиз: на любом клочке бумаги и в любую свободную минуту он готов был творить. Нет ощущения его полной потери — он всегда здесь, скорее всего, и эту выставку он сейчас контролирует. Во время подготовки он много раз помогал: бывает, не могу найти название картины, приподнимаю ее вверх и говорю: «Отец, подскажи», — и сразу нахожу этикетку — на обороте или торце, — рассказывает Сергей Михайлович.
А любимая работа отца у вас есть, спрашиваю. Сергей указывает на «Сватову баньку», написанную в 1997 году.
— Это дом моей тещи и тестя, моя жена здесь жила — это ее родина, а еще отцу там нравилось отдыхать, и мне тоже там нравится, — говорит Сергей Михайлович. Эту картину, кроме родственников художника, прежде никто не видел
***
фото: Сергей Гардубей.