Умею варить борщ и металлоконструкции
Опорный блок — одна из самых важных и сложных конструкций в мостостроении. Блоки изготовлены из толстого железа и сварочные швы, которыми они соединены должны быть выполнены идеально.
Над ними работает электросварщик пятого разряда Александр Беккель в цехе металлоконструкций «Мостоотряда-36». Впечатляюще большой цех разделен на участки, где каждый выполняет свое задание. Сейчас тут готовят конструкции для моста через Волгу в Казани.
В цех поступают черные листы железа. Их дробеструят, чтобы они стали чистыми, потом отправляют в заготовку, стыкуют, сверлят отверстия. Сборщики собирают их в блок. А сварщики — сваривают.
— Собрали одну часть, заварили, швы остыли. Приходит инженер и проверяет ультразвуковым аппаратом, насколько качественными они получились. Eсли брака нет — слесари потом зачищают неровности, а после блок красят и отправляют на монтаж, — кратко описывает процесс Александр Александрович.
Сварочный импортный полуавтомат никуда таскать не надо, у него пятиметровый рукав. В нем нет электрода, а есть сварочная проволока. Для охлаждения рукоятки — две трубочки с антифризом.
— Но вы же в перчатках работаете?
— Да, в сварочных крагах. Но, конечно, жарко бывает. Мы же не за один раз шов завариваем. А накладываем несколько швов.
У сварщиков специальные костюмы, они не дышащие, зато защитные, на вид как из брезента. На голове у Александра обычно балаклава, на лице — респиратор, а уже сверху — маска сварщика.
— Вы говорите «пойду немного поварю»? Или это недопустимо?
— Почему же, можно и так сказать.
— Eду варить умеете?
— Обязательно, у меня мама -повар. Борщ, солянку — все могу.
Удивительно, но в детстве Александр не мечтал стать сварщиком, и в школе даже не знал, что это такое. Спонтанно поступил в политехнический колледж, за компанию с другом, проходной балл позволял пройти на бюджет. В процессе обучения стало интересно. Первая практика была в деревне, в котельной. Дали железяку — на, пробуй, свари. Электродом, конечно. «Помню свой первый корявый шов», — смеется сварщик.
Александр объясняет мне, что такое сварочный катет, и рисует на бумаге угол со сторонами шесть миллиметров. Катеты бывают разные. 6 на 12 — это плавный переход. Когда к более толстому металлу приваривают тонкий. Тонкий сильно не разогревают, а толстый наоборот. Чем медленнее свариваешь, тем больше нагрев.
— Сварку до конца невозможно изучить. Вот уже сколько лет работаю — учусь и открываю для себя что-то новое. У меня есть старший товарищ, тоже Александр. Он мне подсказывает какие-то нюансы по скорости и по мощности.
Александр Беккель показывает мне сварочную машину, которая автоматически вырезает из куска металла ровные квадраты.
— Интересно, заменят ли роботы сварщиков?
— Частично уже заменили. Но изделия бывают разные. Eсть труднодоступные места, вот как у этих опорных блоков, над которыми я сейчас работаю. Для них роботов еще не придумали. Мы, сварщики, изгибаемся как можем, чтобы дотянуться до нужного угла, так что к концу рабочего дня даже спина, бывает, затекает.
НА СНИМКЕ: Александр Беккель.
Фото Виктории Ющенко