X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Образа, образы и реставраторы

Охранник поворачивает ручку, дверь в сплошном металлическом заборе, окружающем Спасскую церковь, открывается, и мы получаем возможность войти туда, где уже несколько лет совершается чудо реставрации.

Переменчивый двадцатый век, проносясь над куполами Спасской, оставил свои следы в ней самой и в нашей памяти. В самом начале он прибавил к тому, что построено в конце восемнадцатого века, еще один — северный — придел, построенный по чертежам архитектора Чакина. Потом революция, гражданская война. В начале тридцатых там было помещение для временного содержания крестьян, высланных из родных мест на север. Позднее — некое общежитие, библиотека, хранилище архива и музейных ценностей. После всего этого, уже в следующем веке, началось восстановление, реставрация и только теперь идет внутреннее обустройство и ремонт церковных помещений.

В южном приделе, куда мы вошли, тотчас оживают под нашими ногами строительные леса. На краях этого помоста, вплотную примыкающего к уходящим вверх стенам, сидят люди с мольбертами и кистями. Осторожно прикасаются к изображениям и сюжетам, может и на самом деле созданным где-то в 1780-х годах. Художники приглашены из Владимирской области организацией, выигравшей конкурс на ремонт и реставрацию Спасской церкви, — «Ди-зайн-2000». Собственно, ремонт здания большей частью уже завершен. Осталось восстановить внутреннее убранство.

Как написал некогда крупнейший отечественный знаток древнерусской культуры, владимирский историк Николай Воронин, уроженец и житель Владимира, «древняя Русь живописи не знала». Действительно, живопись пришла из Византии, вслед за крещением. И первыми художниками были греки. Они брали способных к рисованию русских и учили их. Греки же принесли и канонические образы, которыми украшали внутренние помещения церквей. Со временем складывались в русских землях разные школы церковной росписи — киево-печерская, новгородская, суздальско-владимирская, московская, сибирская…

Соответственно с этим не оставались неизменными пришедшие от греков каноны и складывались свои. Меняясь в свою очередь в зависимости от исторических событий, осмысления тех или иных религиозных текстов, государственного формирования. Имена создателей икон, фресок сохранились не полностью, но кому-то из них повезло больше других. Например, Феофану Греку, который, пройдя путь от Киева до Владимира через Великий Новгород, оставил одну из самых почитаемых икон (сошлемся на Николая Воронина) — Богоматерь Владимирскую. Позднее был и великий живописец русского Средневековья Андрей Рублев и его «Троица»…

В окружении стен, с которых смотрят образы и лики, частично поврежденные временем или человеком, местами сбитые или даже закрашеннные, нельзя не задуматься над тем, что должен сделать человек с кистью в руках? Кто он? Послушный копиист? Художник? Eсть ли для него смысл в слове творчество?

Имею пусть поверхностное, но все же некоторое знакомство с музейными экспозициями, с толстыми томами иллюстраций в собственном книжном шкафу. Бесконечный ряд религиозных фигур и лиц, (надо, вероятно, писать — ликов) сам собой рождает вопрос: кто знает, как эти небожители выглядели на самом деле?

Виктория Ющенко

Рисовал ли их хоть кто-нибудь с натуры? Позировали ли они сами неизвестному мастеру, склонившемуся над холстом? Наивный до предела вопрос. Но все-таки, где та модель, которую повторяют художники на иконах, на стенах церквей, на своих полотнах?

Впрочем, сейчас в Тюмени, а именно в Спасской церкви работают над реставрацией росписей мастера именно владимирской школы. Что они ответили бы на эти сложные для автора вопросы?

— Eсть определенные правила иконописные, — говорит художник Андрей Печатников, с которым мы знакомимся на первом этаже южного придела Спасской.

Виктория Ющенко

— А вы, художник, соглашаетесь с ними…

— Я за всех говорить не могу. Но думаю, что у всех это есть. Но существуют определенные правила для церковной живописи. Внутри этих рамок существует определенная (тут он сделал паузу, и я подумал, что он остановился перед словом «свобода» — Авт).

— Можно скажу — «люфт»?

— Это уже вопрос почерка или манеры, позволяющих отличить отдельного человека. Исполнителя. И этот. люфт, он ни в коем случае не входит в конфликт с канонами и правилами.

— Eсть, видимо, движения кисти, которые позволяют отличить, кто из художников это рисовал? Вы же сказали — почерк.

— Почерк, манера — все это вместе живет.

— У пишущих людей есть любимые темы, образы, а у вас?

— У меня такое мнение, что в церкви проще, потому что здесь образы разные, а идея одна. Что такое роспись в храме? Это иллюстрированная библия. Она со стен храмов. Каноны церковные более жесткие.

— А у вас есть свои живописные работы? Или вы только богомаз?

— Что касается жанровых картин, то я ими не занимаюсь. Могу заниматься пейзажами в свободное от работы время. Что касается нашей природы среднерусской, то она и в церкви применима.

— А теперь вы восстанавливаете росписи, которые были сделаны в Спасской и двести, и сто лет назад?

— Очень хорошая живопись, которая сохранилась. К сожалению, сохранилось меньше, чем хотелось бы. Вижу, что здесь работали мастера своего дела.

Заслуженный художник России Михаил Кочешков занимается реставрацией изображения святого Иосифа.

— Мне бы хотелось представить, о чем он думает, — говорит художник. — Я не берусь передать это в словах, но хотел бы это почувствовать, когда касаюсь кистью стены. Вы же спрашиваете о свободе художника? Определенная степень свободы существует. Невозможно браться за кисть, не думая. Здесь же не типография. Поэтому каждый раз получается немного по-другому.

А теперь представьте себе лекцию по истории русской церковной живописи, которую вы слушаете в стенах церкви. И реставратору Наталье Трусовой не приходится искать аргументы -они подтверждают ее слова сами, глядя на нас с расстояния в несколько шагов.

Виктория Ющенко

Наталья говорит об избирательности времени. О том, что по разным причинам, нередко просто случайным, для будущего, а в нашем случае и для реставрации тоже, остается не самый яркий и талантливый художник, а тот, которому повезло. Который сохранился в войнах и нашествиях. Она считает, что высоко ценимый — во всех смыслах — Андрей Рублев некогда был одним из многих.

— Их было немало в русском Средневековье. Из них сохранились и дошли до наших дней единицы. Как дошел и Андрей Рублев, ныне канонизированный. Все его объекты под охраной ЮНEСКО. Прошло каких-нибудь 50 лет после того, как он «расписался», а потом фрески осели, их подновили, зашпаклевали как-нибудь, перекрасили… Может, там были более сильные мастера. Но сохранился Рублев.

— Вы реставратор, можете мне объяснить — откуда художник знает, как тот или иной персонаж, извините, должен выглядеть? Фотокарточек ведь в те далекие времена не существовало.

Виктория Ющенко

— Безусловно, мы не можем знать, как выглядели святые за исключением тех, что были канонизированы сто лет назад. Но у художников, которые работают здесь, есть колоссальный опыт — творческий, жизненный и профессиональный и хорошее образование. Так случилось, что в православной живописи есть некий канон в изображении тех или иных святых. Eсли раньше в каноне безусловно обозначали — седая борода, темноволосый. Здесь исходили из описания — был ли этот святой греком, был ли старый или молодой, и на основании этого изображение святого из века в век приобретало конкретные очертания.

Виктория Ющенко

— А как художник-богомаз передает черты? Что здесь обязательно, а в чем художник свободен? Художник-иконописец не волен изнутри, изначально.

— Это вы про творчество? Тогда нам нужно разделить современную живопись-новодел и традиционнную. Eсли мы говорим о реставрации, задача реставратора — сохранить авторскую живопись, ни в коем случае не делать ее лучше. Мы только сохраняем и деликатно восстанавливаем утраченные фрагменты. Никто там глазки-носики не прописывает.

— Вы не считаете себя ограниченной в творчестве или вы счастливы оттого, что вам удается повторить или воссоздать?

— Я счастлива в своей профессии. Приходишь в храм, видишь, в каком он состоянии. К завершению работ видишь, какой он стал после тебя. Ты видишь прекрасную живопись, которая может осыпаться от малейшего прикосновения, и бережешь каждый фрагмент. Тебе жаль утратить даже малую частицу его. Ты страдаешь, как будто перед тобою живое существо, которому нужна твоя помощь.

— Стремление сохранить идет впереди всего?

— Конечно.

***
фото: Андрей Печатников;Роспись алтаря;Михаил Кочешков;Сергей Васильев;Состояние росписи до реставрации.;Наталья Трусова

Поделиться ссылкой:

  • Елена Новикова

    Спасибо, Рафаэль Соломонович за, как и всегда, блестящий материал!
    Повезло вашей Спасской, а моей село-Каргалинской Христорождественской нет… Возможно, церкви были ровесницами ( Каргалинскую церковь построили в 1871 году, — в одном из дел Тюменского архива я обнаружила потрясающуу историю ее строительства). Теперь пишу продолжение истории этой многострадальной церкви, дожившей до 1937-го. О церкви, в приходе которой было 35 деревень, и не осталось от нее ни креста, ни камня. Ни фотографий, ни памяти человеческой не осталось тоже…
    Дай Бог вашей Спасской церкви обрести истинных прихожан.

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта