Все средства хороши, кроме гильотины
— Легкие дышат, сердце стучит.
— А голова?
— А голова — предмет темный и исследованию не подлежит.
(Из к/ф «Формула любви»)
В моей альма-матер запатентовали способ диагностики, основанный на методах традиционной китайской медицины. Приславший мне ссылку на эту новость сопроводил ее скептическим комментарием: мол, похоже, возвращаемся в девяностые, когда были популярны сканирования ушной раковины, иридодиагностика и прочие плоды псевдонауки.
Будучи сторонником двойных слепых рандомизированных плацебо-контролируемых исследований, которые являются эталоном эффективности в доказательной медицине, к нетрадиционным методам диагностики и лечения я отношусь с большим сомнением. В Индии, куда я поехала волонтером после окончания университета, мне предложили работать или в отделении скорой помощи, или в клинике аюрведической медицины — и я не колеблясь выбрала первый вариант. Однако со временем юношеского максимализма во мне поубавилось. В ординатуре, которую я проходила в Санкт-Петербурге, мы назначали в комплексном лечении иглорефлексотерапию (в больнице был хороший специалист, а пациенты после «иголок» чувствовали себя лучше, чем после животворящих капельниц), хотя современные клинические испытания эффективности этого метода не доказали. Конечно, акупунктура может быть по-своему полезной — однако ее эффекты не связаны с циркуляцией жизненной энергии ци. В целом сейчас я не имею ничего против альтернативной медицины, если она безопасна и идет рука об руку с медициной классической.
При этом, прочитав публикацию до конца, я задумалась. В описании метода фигурирует та самая энергия ци — и мне кажется, что ее упоминание было лишним, потому что все эти энергетические каналы и потоки у скептиков вызывают небезосновательное недоверие. Однако с точки зрения физиологии объяснение сути метода звучит, на мой взгляд, более правдоподобно. Диагностика основана на высокоточном измерении температуры в симметричных точках тела — и при отклонении температуры более чем на один градус делается заключение, что какой-либо орган работает с напряжением.
Дело в том, что вегетативная нервная система регулирует функцию всех внутренних органов и сосудов человеческого тела: например, в процессе пищеварения кровь приливает к желудочно-кишечному тракту, чтобы обеспечить его усиленную работу и всасывание питательных веществ. Где кровь, там и тепло — соответственно, температура выше. В зависимости от потребностей и состояния организма тонус сосудов и распределение крови меняется, что сопровождается локальным изменением температуры и косвенно отражает функцию находящегося в этой области органа.
Важно подчеркнуть, что лишь косвенно — поэтому в качестве самостоятельного метода диагностики мы измерение температуры использовать не можем; например, для точной оценки функции печени мы обязательно должны, как минимум, взять анализ крови на печеночные ферменты, посмотреть уровень тромбоцитов и показатели свертываемости. Я бы даже сказала, что с этого и стоит начинать. Но часто случается, что наши рутинные исследования не выявляют никаких отклонений: УЗИ и рентген без патологии, анализы в норме — а жалобы у человека есть. Можно ли тогда сказать, что человек здоров? Или анализы неверны? А может, пациент симулирует?.. Отчасти отсюда и растут ноги у несуществующего диагноза «ВСД», который вы наверняка хоть раз да слышали. ВСД — это вегето-сосудистая дистония (хотя мне больше нравится вариант синдром вегетативной дисфункции), и такого диагноза в международной классификации болезней действительно не существует. Зато в ней есть расстройство вегетативной нервной системы — но этот диагноз мы, честно говоря, ставим как попало, потому что подтвердить его инструментально или лабораторно невозможно, а без диагноза человек остаться не может. Вегетативную дисфункцию мы ставим на основании довольно разномастных жалоб (со стороны практически любой системы организма) и отсутствии отклонений после обследования. Примерно так же мы диагностируем синдром раздраженного кишечника — заболевание, сопровождающееся болями в животе, запорами или жидким стулом — только при исключении всех остальных возможных причин. В каком-то смысле раздраженный кишечник — это тоже своего рода вегетативная дисфункция: эта болезнь относится к стресс-ассоциированным, и раздражена в первую очередь нервная система, а кишечник становится ее жертвой. И так может случиться с любым органом — отсюда обилие самых разнообразных жалоб.
Возникает проблема: что делать с пациентом, у которого мы не можем найти «нормальную» болезнь? Я обычно рекомендую обратиться к неврологу или психотерапевту, особенно если жалобы пациента сочетаются с тревожной или депрессивной симптоматикой. Такие пациенты были всегда, но пандемия коронавируса вызвала просто шквал расстройств невротического спектра — в рамках постковидного синдрома после перенесенной инфекции или как следствие безостановочного думскроллинга -листания ленты новостей, преимущественно плохих («не читайте до обеда советских газет…»). Не все реагируют на мои рекомендации адекватно — некоторые обижаются, мол, я считаю их сумасшедшими (что, конечно, не так), есть и такие, кто злится и считает меня плохим врачом, раз не могу найти корень проблемы. И вот как раз в таких ситуациях мне бы очень пригодился запатентованный китайский температурный метод! Пациенту важно получить подтверждение диагноза — а на вегетативную дисфункцию, соматоформную депрессию и тревожное расстройство анализов не существует. Психиатрические диагнозы имеют право ставить только психиатры, так что терапевтам и другим смежным специалистам остается пресловутая несуществующая ВСД…
В общем, не обижайтесь на нас, мы хотим как лучше — просто нам еще не выдали высокоточные термометры для оценки функций вегетативной нервной системы.