Едет туда, куда другие боятся
С Александром Еликовым я познакомилась, когда получила реакционное задание сопровождать экспедицию из двух машин ГАЗ. Команда во главе с Александром собиралась добраться до мыса Челюскин, а я следовала с ними из Тюмени и до Полярного круга. Та экспедиция прошла успешно.
С тех пор прошло десять лет, Александр стал профессиональным путешественником, ушел со стабильной работы в «Газпроме» и перевез семью из Нового Уренгоя в Тверь. Но Арктику любить не перестал. В марте снова планирует поездку на мыс Челюскин -впервые везет туристов.
Практически все путешествия Eликова — автомобильные, начиная с самого первого, когда он только получил права, тайком от родителей починил их старый «москвич» и один отправился из Нового Уренгоя в Тверь через полстраны.
Хотя страсть к таким поездкам зародилась еще раньше, когда совсем мальчишкой папа-дальнобойщик брал Сашу на работу. В тундру. На «Урале» и «камазе». «Сам я водить машину еще не умел, но прекрасно понимал технику езды по снегу и подмечал, кто из папиных коллег-водителей лучше водит», — говорит Александр.
Дедушка Eликова, кстати, тоже был водителем. На машине доехал до Берлина в годы войны, а после работал шофером.
Александр пошел по их стопам и стал дальнобойщиком. Больше двадцати лет проработал на Севере и понял — не предел мечтаний. Объясняет: когда работаешь водителем, то путешествуешь по указке, а сейчас можно ехать, куда хочется самому.
Я пытаюсь посчитать все его путешествия, но всего не описать. После той первой экспедиции на Челюскин, Александр совершил вторую — на пикапе «мицубиси L200». В паре с Андреем Меньшиковым, в 2016-м, это стало мировым рекордом. Достиг самого северного в мире континентального населенного пункта — поселка Диксон, первым доехал без посторонней помощи до самой восточной точки Eвразии — мыса Дежнева -до поселка Уэлен…
Однажды Eликов купил старый «запорожец» и отправился на нем на перевал Дятлова по бездорожью. А потом понял, что этого маршрута недостаточно, и замахнулся на путешествие по зимникам за Полярный круг. Сейчас Александр работает над сборником рассказов об этих двух путешествиях. О том, что на любой машине можно проехать по стране. Для этого не нужно всю жизнь копить миллионы, покупать дорогущий джип и мечтать, а можно спокойно в любой свободный день садиться за руль и путешествовать.
— Где сейчас твой красный «запорожец», и почему после иностранных джипов появился он?
— «Запорожец» стоит у дома, в Твери. Исправен ли он? Такая машина не бывает исправна. Но если надо будет, починю и поеду. Идея была — показать людям, что можно путешествовать на чем угодно. За небольшие деньги. Когда мне пишут: если бы у меня было столько денег… ты заходишь к нему в профиль, а у него машина за миллион.
— Но ведь у людей еще и отпуск короткий.
— Подожди, не надо ехать сразу в Магадан. Я до своего первого Байкала ехал миллион километров и десять лет, потому что между ним и моим домом — куча красивых мест. Изучал регион, где живу. Вот ты живешь в Тюмени, и даже не была во всех районных центрах, а каждый из них самородок. Это программа выходного дня! С одной ночевкой. За два месяца можно объездить всю область. И узнать то, что ты не узнал за 30-40 лет жизни тут. Проще сказать: мне не надо.
— Я думаю, что иногда хочется сменить обстановку и уехать в теплые страны. Почему ты не едешь в ОАЭ, например, или в Турцию?
— Потому, что я тут не все видел. Ну, понятно, что нужно ездить по миру. И смотреть весь мир. В идеале. Но я автопутешественник, чтобы поездить на машине по Дубаю, нужно намного больше денег. Путешествия по России сложнее, увлекательнее.
— А если топографический кретинизм?
— Сейчас навигаторы есть. Это раньше мы путешествовали по атласам. Яндекс.Карты работают офлайн, скачиваешь Тюменскую область и ездишь.
Александр Eликов рассказывает о будущей туристической поездке на Челюскин. В этот раз это будут три китайских пикапа и туристы из Китая.
— Как они на тебя вышли?
— Мы два года дружим, переписываемся, созваниваемся. Кто-то из них говорит по-русски.
— Интересно, сколько стоит съездить на Челюскин?
— Несколько миллионов рублей. Мы же едем туда, куда до меня никто не ездил на автомобилях. Но гарантии, что доедешь, нет, Арктика — это всегда лотерея. Они понимают это.
— Поездка занимает около месяца, а это и совместный быт в экстремальных условиях. Уверен, что они не сойдут с ума?
— Успокоительные у нас обязательны в аптечке.
— А если с ними что-то случится?
— Они не слепые котята. Мы команда. Им придется так же работать, как и мне. Они там будут готовить, откапывать машину и все остальное.
Внедорожник на больших колесах Great Wall Wingle 7 для поездки модернизируется и дорабатывается. Александр переделал кузов, задние сидения полностью убираются, спать и есть там можно вдвоем. Внутри стол-органайзер, термопот и мультиварка. Получается достаточно уютное местечко для жизни.
На мой вопрос про страховку автомобиля Eликов смеется: если ты во льдах Арктики утопил машину, никто тебе не возместит ее стоимость.
Чтобы физически выдержать такие экстремальные путешествия, Александр начал заниматься спортом.
Полюбил бег. Стал участвовать в забегах. Недавно вернулся из Якутии — пробежал марафон в Оймяконе. Говорит: «Я вырос на Севере и бегал при такой погоде, поэтому уже привык. Дело даже не в том, чтобы бегать марафоны быстрее всех, а в том, чтобы сделать это там, где сложнее всего или где до тебя никто не бегал, на мысе Челюскин, например».
***
фото: Александр Еликов и его экстремальные путешествия.;;;;