Такая сладкая игра
Марафон закончен. Отголоски этой, вероятно, самой длительной в стране, избирательной кампании, когда сроки выборов трижды переносились и прошли в два тура, еще долго будут будоражить общественное мнение. Победившие и проигравшие еще будут обмениваться обвинениями и судебными исками. Eще неизвестно, какой отзвук получат результаты выборов на территории автономных округов. Но факт остается фактом. Выборы состоялись при неожиданной активности избирателей. Более того, это позволяет распространять итоги голосования на всю территорию области.
По предварительным данным, к избирательным урнам пришло столько жителей тюменского юга, что их голосов хватило для того, чтобы перекрыть воздержавшийся Север. Как говорится, явившиеся проголосовали за отсутствующих.
На юге, где проживают 909928 избирателей, участие в голосовании приняли 462952 человека — 56,18 %. От числа избирателей на всей территории области это составило 25,2%.
Эта кампания была и беспримерно эмоциональной в нашей областной истории. Подобного не случалось даже в полузабытые, вероятно, большинством избирателей события 1989 и 1990 годов. (Народный фронт Тюмени сумел «прокатить» в безальтернативных выборах в нардепы Союза первого секретаря обкома КПСС. А на следующий год — избирали нардепов России в первый раз — с помощью компромата, тоже в первый раз, провалили кандидатуру следующего партийного руководителя.
Социологам и политологам еще предстоит разобрать случившееся по косточкам и выяснить, почему столь огромные финансовые расходы принесли столь неутешительные результаты?
Конечно, команда Сергея Атрошенко может гордиться тем, что изрядно потрепала официальные структуры. Но дело венчает результат. А Леонид Рокецкий сохранил дистанцию, которая в первом туре отделяла его от претендента. И даже увеличил ее.
В первом туре Сергей Атрошенко сумел победить в целом ряде территорий, в том числе в городе Ишиме и Казанском районе, а в Ленинском округе Тюмени он уступил Леониду Рокецкому всего лишь 155 голосов.
Во втором туре Рокецкий отвоевал и Ишим, и Казанку. А отрыв в том же многострадальном Ленинском округе, который Атрошенко считал «своим», увеличился втрое.
Не претендую на тщательный «разбор полетов», но вот несколько наблюдений.
Можно радоваться, что почти триста тысяч голосов получил ныне действующий губернатор. Но и 165 тысяч, поданных за его соперника, — не просто характеристика избирательной кампании Сергея Атрошенко. Скорее, это говорит о степени отчаяния, в которой сегодня пребывает большое количество наших соотечественников. Они — не просто наивные люди, доверчиво идущие за лозунгом: «превратим Тюмень в Арабские Эмираты!». Эти люди, в большинстве, утратили веру в собственные силы и надежду на власть.
(Вчерашней ночью я разговаривал с губернатором Рокецким в перерывах между телефонными звонками. И он сказал, что очень хорошо понимает, почему жильцы многочисленных и ужасных тюменских общежитий так дружно голосовали против властей. Он сказал, что сама идея строительства общежитий, этих бараков конца XX века, ему представляется порочной. И он намерен разработать жилищную программу, смысл которой — в ликвидации такого жилья и в развитом строительстве собственных домов…).
Ряд наблюдателей посчитал только что закончившуюся избирательную кампанию экспериментальной. Смысл эксперимента — определенные круги отрабатывали здесь модель «захвата власти демократическим путем». Мол, не исключены и досрочные выборы президента в России, стоит к ним примериться. Но с другой стороны, по свидетельству многих политиков и журналистов, Тюменская область с ее уникальными запасами нефти и газа сама по себе — лакомый кусок, стоит попытаться получить «законный контроль» над этой территорией. Eсть предположения, что за этим стоит не только внутренний капитал неопределенного происхождения, но и весьма заинтересованный в контроле над топливными регионами капитал внешний. Предполагаю, что ряд резких публикаций в столичных газетах последнего времени продиктован не только сиюминутными политическими целями («Остановить Атрошенко!»), но и стремлением привлечь внимание общества к попыткам завладеть регионом, от которого впрямую зависит будущее России.
…12 января — очень нервный день. С утра пронеслась информация, что Атрошенко привез целый самолет знаменитых артистов и спортсменов в качестве наблюдателей на избирательных участках. Правда, акция сия, задуманная в качестве решающей, оказалась, на мой взгляд, пустышкой. Eдинственное, в чем артисты и спортсмены могли оказать помощь Атрошенко, — в агитации за него, которая в этот день и в этом месте была запрещена. Посидели гости где час, где полтора и убрались восвояси.
Вообще, слухов в тот день было предостаточно. У меня даже сложилось впечатление, что игротехники Сергея Атрошенко намеренно запускали их, чтобы держать в напряжении и штаб Рокецкого, и правоохранительные органы. Часов в шесть вечера кто-то звонит и сообщает, что «атрошенковцы у дверей избирательного участка скупают чистые бюллетени». Приезжает милиция, прокуратура… Никого. Во второй половине Дня резко увеличилось число голосующих. Никто не ожидал этого. В штабе легкая паника и очередной слух: «бритоголовые Атрошенко прошли по общежитиям и силой выгоняют жильцов голосовать».
Мы проехали на машине по избирательным участкам Ленинского округа, вокруг которых сгрудились общежития. Действительно, голосуют больше, но «бритоголовых на иномарках» не видно. Начинаем рассуждать: а почему, собственно, надо считать, что это именно агитация Атрошенко сработала? А может быть, пошли на участки все, кто понял необходимость остановить таинственного соискателя губернаторской должности? Спорили долго. И только ночная цифирь сводок показала, что тюменские избиратели достаточно серьезно думают о будущем.
И последнее. Успокоится ли г-н Атрошенко теперь? Во всяком случае, во время своего, как говорят, бурного, визита в областную администрацию в воскресенье он сообщил о том, что очередной политической целью для него станет пост председателя областной Думы.
Игра в политику — сладкая игра.