Студенты-нефтяники «отдувались» за все поколение
Институт прикладной этики создан при тюменском нефтегазовом университете два года назад по инициативе ректора Николая Карнаухова. 10 января состоялась очередная конференция, на которой обсуждалась работа института, отраженная в пятом и шестом выпусках «Ведомостей» (это периодическое издание института).
Говорили доктора и доценты не столько о своих исследованиях, сколько о вузе, совсем недавно ставшем университетом. Николай Карнаухов отметил: «Мы отдаем себе отчет в том, какой аванс нам сделан». Новый статус стал поводом для того, чтобы «посмотреться в зеркало».
Социологический опрос, проведенный среди студентов и преподавателей нефтегазового университета — только часть этой работы. О том, как проводился опрос, рассказала социолог Марина Богданова.
Интервью, проведенные с преподавателями, будут опубликованы в будущих выпусках «Ведомостей», результаты опроса студентов уже обобщены и опубликованы.
Исследователи предположили, что нынешние студенты считают себя «новым поколением» не только в демографическом смысле, что у них изменились ценности, на первый план вышла ценность успеха. Гипотеза подтвердилась, и в ходе следующих опросов ставилась задача выяснить, какой именно успех выбирает новое поколение.
Марина Богданова отметила, что студенты были очень активны и интересны, многие вышли за рамки формализованного интервью и на полях анкет писали свои замечания.
90 процентов студентов и 92 процента студенток при описании благоприятного сценария жизни назвали перспективную работу. На втором месте (71 и 81 процент соответственно) у студентов семья. Материальный достаток и высокую заработную плату назвали 34 процента студентов и 22 процента студенток. Удачная карьера одинаково важна для всех — ее упомянули 26 процентов юношей и 26 процентов девушек.
Как отметил участвовавший в обсуждении доктор химических наук профессор Ромен Магарил, по обобщенным результатам анкет женщины ему показались более привлекательными, чем мужчины. Может быть, потому что благополучие детей назвали 47 процентов женщин и только 33 процента мужчин.
Как ни странно, хорошая квартира, дом назывались чаще мужчинами, чем женщинами.
Женщины оказались более оптимистичными — только 8 процентов отметили, что их представления о будущем никогда не осуществятся. Мужчин, настроенных столь пессимистично, было 19 процентов. Полностью уверенных в обязательной осуществимости притязаний, впрочем, было только по шесть процентов среди мужчин и женщин.
Руководитель института Владимир Бакштановский предположил, что интервью и обсуждения итогов опросов среди студентов и преподавателей ценны не только своим результатом, они заставляют людей задуматься.