Хлеб и деньги
Бюджетная комиссия городской Думы первым делом после праздников занялась рассмотрением запроса прокуратуры о необходимости официального толкования решения Думы «Об утверждении льготных категорий плательщиков».
Этот документ освобождает образовательные учреждения от всех видов налогов. Однако некоторые представители этих учреждений и налоговой инспекции по-разному понимают этот документ — поэтому и понадобилось официальное толкование. Оно подготовлено юристом и будет утверждено на городской Думе, а потом опубликовано. Но на комиссии депутаты (устно и неофициально) истолковали документ буквально в двух словах: образовательные учреждения действительно освобождаются от налогов, но только в части своей основной деятельности. А на доходы, полученные от деятельности предпринимательской, освобождение не распространяется.
На том же заседании рассматривалась просьба Тюменского хлебомакаронного комбината о предоставлении льготного кредита на реконструкцию хлебокомбината. Директор комбината Геннадий Страчков рассказал об успехах комбината и о том, что пятнадцать миллиардов нужно для покупки современной линии. Eго аргумент был таким: город должен помогать, потому что если хлебокомбинат остановится, Тюмень останется без хлеба.
Заместитель директора департамента социально-экономического развития Надежда Тархова поставила вопрос так: а нужна ли городу эта реконструкция? Ведь на хлебомакаронном комбинате и на БКК пустуют мощности. «Вы теряете рынок, с 80 процентов скатились до 54,2. Вы зря говорите: «Я не дам хлеба». Хлеб будет-другие займут этот сегмент рынка. И ту отсрочку платежей, которую вам давали, чтобы провести реконструкцию, вы использовали на другие цели.
Игорь Орлов обратил внимание на другой аспект проблемы: «Я так понимаю, у нас просят о безвозмездной передаче средств акционерному обществу. Случай в рыночной экономике беспрецедентный».
Депутаты согласились с председателем комиссии — комбинат в обмен на выделенные средства должен передать городу часть акций или предоставить график погашения кредита.
Директор комбината на это ответил: «Мы не считаем себя частным предприятием, а всегда были и остаемся городским».
— Ну тогда давайте акции, — чуть ли не хором произнесли депутаты.
— Акций у нас лишних нет.
— Ну тогда выпускайте новые.
Обсуждение пошло по второму кругу. Директор — про заслуги комбината и нужность его для города, депутаты — про необходимость возврата средств в бюджет.
Секретарь Думы Сергей Сметанюк поинтересовался, где необходимые для решения вопроса документы — их запрашивали еще в ноябре. Оказалось, документов нет. На том обсуждение и прервалось — до предоставления бизнес-плана и всего остального.
А депутаты перешли к самому главному — годовому бюджету. Решено принимать его в трех чтениях. В первое — утвердить доходы, расходы и дефицит, а также предварительную постатейную разбивку расходов. Затем пройдут открытые бюджетные слушания, а затем в течение еще двух слушаний будут уточняться отдельные позиции.
Начальнику финансового управления Сергею Бондареву предложили рассмотреть возможность прямого финансирования защищенных статей бюджета учреждениям образования и здравоохранения. «Я уже сейчас могу дать ответ, мы над этим уже думали, — сказал Бондарев. — Сейчас средства напрямую получает вторая городская больница. Но они и отчитываются самостоятельно, у них большая бухгалтерия. В каждой школе и больнице такую иметь нецелесообразно».
Депутат Юрий Коновалов хотел бы узнать, почему расходы на правоохранительную деятельность в проекте бюджета уменьшились по сравнению с прошлым годом на 4 миллиарда — ведь горожане в ходе опроса поставили правопорядок на второе место по степени важности. Ответ, видимо, будет дан на заседании Думы.