X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Истина одного человека

Люди, подобные Леониду Оболенскому, появляются раз в столетие, и прихотливые извивы их судеб долго волнуют потомков: надо же, десять жизней прожили!

Леонид Леонидович Оболенский родился в декабре 1901 года (по старому стилю), в январе 1902 года (по новому). За каждым фактом его биографии тянется легенда. В последние годы он стал знаменитым актером, и рядом с подлинным Оболенским, жившим в однокомнатной квартирке на улице Чернышевского в уральском Миассе, появился мифический. Этот мифический Оболенский рассказывал в интервью совершенно невероятные вещи, он шумел, эпатировал, принимал делегации поклонников и призы из Монте-Карло.

Из киноэнциклопедии: «Советский актер, звукооператор, режиссер». Человек-оркестр. Телерепортер, художник, инженер, акробат и выдающийся чечеточник в юности, он профессионально разбирался в философии, биологии, архитектуре, геологии — во всем, чего касался. Знал пять языков. С кафедры ВГИКа попал в московское ополчение, с польской винтовкой, из ополчения — в плен и немецко-фашистский лагерь Мосбург. Три раза бежал, на третий — удачно. Спрятали его в Молдавии монахи, и стал он иноком Лаврентием. А в 1946 году влепили ему за плен высшую меру, но заменили, по счастью, 10-летним сроком. Строил железную дорогу в Заполярье в компании пианиста Всеволода Топилина — аккомпаниатора Давида Ойстраха, дирижера оркестра Одесской оперы Николая Чернятинского, джазового композитора Зиновия Бинкина.

Оболенский доказал: и после 70 лет ничего не кончается. Когда приятелям его юности ставили памятники, он только выходил из «подполья», привыкал к аплодисментам. То, что случилось с Оболенским в начале и в конце жизни, само по себе кино. Ничего подобного не было во всей истории мирового кинематографа.

С десятилетнего возраста князь Леонид Оболенский смотрит в московских синематографических ателье фильмы с участием знаменитостей — актеров Макса Линдера, Поксона Глупышкина, актрис Перл Уайт и Мюзидоры. В феврале 1917 года особой популярностью пользовались русские детективные картины «Сашка-семинарист» и «Сонька Золотая Ручка», патриотические (а вернее, шовинистические) «Покорение Кавказа» и «Русско-германская война». Ходил юный Оболенский и на художественные серии, такие, как «Огородник лихой», «Ванька ключник», «У камина», «Молчи, грусть, молчи», а несколько позже и на «Отца Сергия».

Весной 1918 года руководитель киностудии «Русь» Ханжонков приглашает Оболенского на съемки вместе с популярными артистами начала века — Верой Холодной и Иваном Мозжухиным. В 1925-1928 годах Оболенский — режиссер киностудии «МежрабкомРусь», где ставит фильмы «Кирпичики», «Эх, яблочко» — оба совместно с М.И.Доллером, «Торговцы славой». Больше пятнадцати лет работал Оболенский над проблемами техники и технологии звукового кино, он — звукооформитель фильмов «Окраина» и «Великий утешитель», «Марионетки», «Путевка в жизнь».

Авторы книги «Пятьдесят лет в кино» Л.Кулешов и А.Хохлова писали: «Л.Л. Оболенский — самый утонченный член нашего коллектива, человек всесторонних интересов… Ближайший друг С.М. Эйзенштейна, которому великий кинорежиссер доверял творческие планы и свои сокровенные мысли…».

Мало кто знает, что Леонид Леонидович был другом Марлен Дитрих и Джозефа фон Штернберга, которые сняли в 30-х годах прославленного «Голубого ангела». Судьба забросила его в Германию, где он покупал аппаратуру для первого советского звукового фильма «Путевка в жизнь». Марлен Дитрих была влюблена в Леонида Леонидовича, просила его остаться в Берлине и говорила ему и Мейерхольду, что они погибнут в России, но оба кинорежиссера уехали домой. Мейерхольд был расстрелян, Леонид Леонидович, пройдя все муки ада, чудом выжил и прожил почти 90 лет.

Но жил трудно. Из письма художнику Свердловской киностудии Юрию Истратову: «Мне прибавили к пенсии 40 копеек…». На большой экран он возвращается через пятьдесят лет и снимается в фильмах «Вид на жительство», «Молчание доктора Ивенса», «Дорогой мальчик», «Факт», «Подросток», «Чисто английское убийство», «На исходе лета». Последняя кинокартина на фестивале в Монте-Карло принесла ему «Золотую нимфу» за лучшую мужскую роль.

Хотя Оболенский является одним из авторов фундаментального труда «Основы кинорежиссуры», больше пятнадцати лет работал доцентом на кафедре режиссуры у С. М. Эйзенштейна, не было у него никаких званий: Народного России ему дали на девяностом году.

Оболенский полюбил наш край. С его помощью в 1969 году удалось открыть областной клуб кинолюбителей профсоюзов, а затем и кинообъединение «Сибирь», при котором в 1993 году был открыт Сибирский кинолицей имени Оболенского.

***

А. Воробьев — бывший ассистент кинорежиссера Л.Л. Оболенского, Отличник кинематографии СССР.

***
фото: Леонид Оболенский

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта