Чтобы спасти банк «Тюменский кредит», надо стать губернатором
Предвыборная программа г-на Атрошенко состоит всего из двух пунктов.
Пункт 1. Я смог поднять банк «Тюменский кредит», смогу поднять и Тюменскую область.
Пункт 2. Я готов пообещать каждому то, «чего у него нет»: пенсионерам — увеличение пенсии в 5 раз, рабочим судостроительного завода — зарплату, студентам — работу в банке «Тюменский кредит» и т.д., одним словом, «бабе — цветы, детям -мороженое».
(Все остальное, в том числе намерение г-на Атрошенко превратить Тюменскую область в Арабские Эмираты, ничего, кроме смеха, вызвать не может).
Итак, попробуем проанализировать программу г-на Атрошенко.
Eще в 1993 году о банке «Тюменский кредит» знали немногие. И вдруг, в течение каких-то двух лет, банк многократно увеличил свой уставный капитал, доведя его до 49,9 млрд. рублей, а его обменные пункты появились в разных местах города как свидетельство процветания и благополучия. На фоне кризиса и банкротства старейших тюменских банков успех «Тюменского кредита» вызывал только зависть и восхищение. Eстественно, все успехи банка связывались с фамилией председателя его Совета г-на Атрошенко, хотя оперативной деятельностью банка руководил г-н Д. Мясищев.
В то же время г-н Атрошенко направо и налево раздавал интервью, в том числе и японским газетам, где обещал, обещал, обещал, в том числе построить в 1995 г. прекрасное 16-этажное офисное здание в самом центре города, рядом с мэрией.
Чем же был-предопределен взлет «Тюменского кредита»: удачливостью «банкира» Атрошенко или какими-то другими причинами? Eсть серьезные основания утверждать — другими причинами.
В эти годы клиентами банка стали «Сибнефтепровод» и «ЗапСибгазпром», переведшие сюда счета из благополучного «ЗапСибкомбанка». Руководители указанных структур, да и сами структуры стали акционерами банка. Что означало для банка появление этих клиентов? Оно означало, что на расчетных счетах появились остатки в десятки миллиардов рублей. И вот этими-то деньгами банк начал распоряжаться как своими собственными, причем в интересах далеко не всех своих акционеров.
Именно на эти деньги строился мраморный дворец по улице Г 1ермякова, которым постоянно хвастается Атрошенко. Но принадлежит этот дворец отнюдь не банку и не АО «Сибнефтепровод», на деньги которого был построен, а ООО «Грация». И стоимость этого дворца, к сведению непосвященных, около 40 млрд. рублей. И построить на эти деньги можно было бы около 400 квартир. Так почему же г-н Атрошенко строил не жилье (что он обещает делать в будущем), а некое странно-шикарное здание, которое не окупится и в ближайшие 50 лет? Или он не умеет считать деньги? Да нет, в этом г-на Атрошенко не упрекнуть. Просто «дворец», построенный на халявные деньги «Сибнефтепровода», будет приносить ежедневный и немалый доход кучке физических лиц из ООО «Грация».
Однако любая лафа рано или поздно кончается, и в сентябре 1995 года в банке начались проблемы. После ряда ультиматумов банк покинули два его крупнейших клиента — «ЗапСибгазпром» и «Сибнефтепровод». Банк закачался, но в это время Дружеское плечо ему подставила (неужели бескорыстно?) новоуренгойская таможня, что несколько замедлило динамику падения. Руководство банка заметалось в поисках кредитов, которые, ознакомившись с балансом, естественно, ни один банк давать не соглашался. Задержки с проведением платежей росли, а угроза банкротства стала совершенно явственной. Вот тут-то г-н Атрошенко сделал первый нетривиальный шаг.
Понимая, что рассчитывать на межбанковские кредиты не приходится, г-н Атрошенко обратил внимание на другой источник средств, а именно — бюджет. Сначала городской. Трезво оценивая свои шансы в борьбе за кресло мэра г. Тюмени, Атрошенко выдвигает кандидатом на эту должность Р.Н. Ивонину, до этого работавшую вице-президентом банка. Очевидно было, что шансы г-жи Ивониной ничтожно малы, но на ней можно было отработать избирательные технологии в преддверии более масштабной губернаторской кампании.
Далее г-н Атрошенко делает второй нетривиальный шаг. Он оставляет пост председателя Совета банка «Тюменский кредит» и организует движение «Тюмень-2000». Этим шагом убивает сразу двух зайцев. Ну, во-первых, кто теперь бросит камень в г-на Атрошенко, если банк рухнет? Всегда можно будет сказать: «Пока я руководил банком, все было хорошо, но стоило мне уйти — и все обрушилось». Во-вторых, движение «Тюменъ-2000» должно было стать организационной основой победы на выборах. Далее г-н Атрошенко создает свои средства массовой информации, которые могут излагать «правду» Атрошенко. Появляется газета «Тюмень-2000» и НТТ — независимое (от кого?) тюменское телевидение. Итак, база готова. Откуда берутся деньги на все это? Eстественно, из банка «Тюменский кредит».
А банк продолжает тонуть. Задержка с проведением платежей ново-уренгойской таможни достигает 4-5 месяцев, а сумма приближается к 120 млрд. рублей. Не перечисляютсядаже обязательные бюджетные платежи. ГУ ЦБ по. Тюменской, области предписывает ограничить прием вкладов от населения и открытие счетов юридическим лицам. Не спасает даже странный 120-миллиардный депозит, размещенный в банке под 8 процентов годовых. Общая дыра в бюджете банка приближается к 300 миллиардам рублей.
Вы можете спросить, а какое, собственно, отношение к выборам имеет положение банка «Тюменский кредит»? Непосредственное.
Представим себе невероятное, но в нашей стране вполне допустимое: г-н Атрошенко выиграл второй тур выборов и стал губернатором Тюменской области. Что произойдет дальше?
А дальше… Основные бюджетные счета переводятся в банк «Тюменский кредит», и бюджетными средствами, а точнее -деньгами налогоплательщиков, затыкается упомянутая выше дыра. Г-н- Атрошенко, конечно же, не назовет это разбазариванием бюджета. И это будет правильно, поскольку это называется просто воровством. На чем основывается уверенность в том, что все произойдет именно так? Eсли этого не сделать, то банк будет объявлен банкротом уже в ближайшее время, а этого уже не может допустить г-н Атрошенко.
Спрашивается, а откуда тогда возьмутся деньги на пенсии и выплату зарплаты бюджетникам — врачам, учителям, чиновникам?
Eсли учесть своеобразные представления г-на Атрошенко о единстве области (напомним, что он единственный из семи кандидатов на пост губернатора не подписал письмо в защиту единства области на имя президента России), то можно быть уверенным в том, что при нем областной бюджет потеряет плату за недра, что уменьшит бюджет наполовину. Таким образом, пенсионерам, голосующим за г-на Атрошенко, надо ждать не повышения размера пенсий, а прекращения их выдачи. Правда, можно утешиться тем, что будет организован Комитет обманутых избирателей, которому предстоит в течение последующих 4-х лет пикетировать здание областной администрации. И не жаловаться при этом на то, что их не предупреждали.