Музейный человек
Утверждают, что «тюменский мамонт», точнее, скелет этого доисторического гиганта, обнаруженный в прошлом веке Иваном Словцовым неподалеку от деревни Решетниково, известен во всем мире. Сотрудники краеведческого музея даже называют причину этой известности: все кости «нашего мамонта» принадлежат одной особи, в то время как другие скелеты — составные, так сказатъ, сборная команда.
Известность же директора краеведческого музея Татьяны Исламовой значительно локальнее. И все же в нашем городе и области нет, вероятно, административной твердыни, которая бы устояла перед напором этой женщины.
Достаточно привести лишь один факт. В наши дни, весьма нелестно характеризуемые политиками, экономистами и простыми обывателями (развал, разруха, падение — вот самые мягкие из оценок), в Тюмени заложен и уже строится, уже, как говорит Татьяна Михайловна, «вылез из земли» новый корпус краеведческого музея в самом центре города.
Когда мы на днях встречались в музее, меня не отпустили, пока я не посмотрел видеопленку о том, как забивались первые сваи. Ну сваи и сваи, я видел сотни свайных полей на всем пространстве от Тюмени до Ямбурга. Но вы бы видели, как смотрела эти кадры сама Исламова! И ведь не в первый раз!
Директор музея — профессия, призвание, должность? Как становятся директором музея?
В случае с Татьяной Исламовой все развивалось по старой советской схеме. Институт. Обком комсомола, отдел пропаганды. Когда решила уйти, вышестоящий партийный начальник Валерий Чурилов предложил эту должность. А музей к тому времени много лет был без руководителя, даже столетие свое (в 1979 году) отмечал «при отсутствии наличия директора».
Первые три или четыре года ушли на поездки по другим музеям, на книги, на то, чтобы разобраться в наследстве…
Здесь рассказ Татьяны Михайловны прерывает удивительно красивый и мелодичный звон. Часы, стоящие на полке, заслуживают отдельного повествования. Но если коротко, то вот их история.
Во время ремонта в здании музея был обнаружен замурованный дверной проем. А в нем вот эти часы и усилитель звука. Оказывается, многие годы, когда башенные часы молчали, усиленный бой этого хронометра звучал над площадью у музея.
16 марта — ровно 15 лет, как Исламова директорствует. Eе жизнь в эти полтора десятилетия складывалась из трех задач. Учеба. Строительство и реставрация новых музейных объектов. Поиск в самом музее.
— Удивительно, но факт, — говорит Татьяна Михайловна, — первые сто лет музей не имел описания фондов. Долгие годы здесь было по два-три сотрудника, все их силы и время уходили на пополнение и сохранение коллекций. Они и сохранили, спасибо им. Только в 70-е годы штат был увеличен до 12 человек, появилась возможность заняться разборкой и описанием.
Eще сейчас, утверждает директор, потребуется 10-15 лет, чтобы закончить эту работу. В музее более 200 тысяч экспонатов. Только за прошлый год фонды, пополнились на 6700 единиц хранения.
Мне кажется, что Исламова всех людей делит на две категории — музейные и немузейные. Причем не обязательно работающие в музее. «Музейные» — это те, кто интересуется своим прошлым, прошлым своей семьи, хранит дома документы и предметы, оставшиеся от предыдущих поколений. По ее представлению, вещи, которых когда-то касались руки отца или деда, до сих пор хранят, частичку их бытия, их души… Стремление все это сохранить — естественное свойство человека.
В доме Татьяны Михайловны хранятся одежда и боевые награды ее отца, ветерана, который вернулся с войны без обеих ног. Инвалид, он поднял на ноги восемь детей, построил два дома. Жили в деревне, вспоминает Татьяна Михайловна, бревна в стену укладывали так — с одной стороны папа, а с другой — три девчонки… В семье до сих пор хранятся школьные вышивки, сделанные рукою Тани и ее сестер… Мама сберегла. А что такое музей, как не собрание предметов прошлого, сохраняемое потомками?
Так что, по собственной, Татьяны Исламовой, классификации, она — вполне музейный человек. И на Тюмень в целом смотрит как на музейный город. И — способствует этому. Каждые два года музей «поднимал из руин» (слова Татьяны Исламовой) здание и открывал в нем филиал.
— Тюмень — первый русский город в Сибири. И в нем очень мало музеев. Не забывайте, что в нынешних условиях только музеи и библиотеки остаются доступными для большинства населения. Будущий музей, который строится, станет не только познавательным, но и развлекательным центром. Таким, как, например, Диснейленд. С лекторием, с кинозалами. Люди смогут приезжать туда на целый день, семьями, чтобы отдыхать и развлекаться. И все это на основе краеведческих материалов…
Оборвем наш рассказ вот так, на полуслове. Музей еще строится. Eще столько работы. Мечта Татьяны Исламовой еще в пути.
***
фото: