В горнице твоей светло
Четверг минувшей недели подарил горожанам новую встречу с мастерами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. В залах филиала Тюменского областного краеведческого музея имени Ивана Словцова — музея «Церковь Петра и Павла» — открылась и до 7 февраля с.г. будет работать областная выставка декоративно-прикладного искусства и народных ремесел. На этот день намечено проведение областного совещания работников культуры.
Сколько выставок я здесь уже повидал, но только сейчас меня заинтересовала ситуация:всегда здесь, в Калининском округе Тюмени, в краеведческом филиале. Почему не в музее изобразительных искусств? Но тут слово взяла заведующая отделом культуры этого округа Валентина, Прибылова. У округа — своя программа возрождения и поддержки народных ремесел и искусств, на его территории три больших музея, до последнего времени школам оплачивали экскурсии, в районном Доме детского творчества, подростковых клубах школьники с увлечением занимаются старыми ремеслами, регулярно проводятся выставки. А отношения мастеров народного творчества с филиалом сложились по понятным причинам. Многие его экспозиции напрямую связаны с промыслами, экспедиции в глубинку пополняют коллекции.
Заведующая филиалом, Наталья Войнова — член художественно-экспертного совета области, оценивающего и отбирающего произведения, председатель клуба «Тюменские ремесла». Художественному музею Войнова и ее сотрудники не соперники: под сенью Св. Петра и Павла свое тепло и красоту являютлюдям произведения, не только украшающие дом, но и полезные в быту. Особенно крепок союз филиала с областным Центром прикладного творчества и ремесел, образованным в декабре 1993 года под эгидой областного комитета по культуре. Разместился он в старинном деревянном особняке-памятнике: ул. Тургенева, 9. Увы, сразу и не найдешь, это, еще недавно уютное, место в самом центре Тюмени, рядом с первой больницей, утопавшее весной в сиреневом и яблоневом цвету, с очень симпатичным сквером, переделали на свой лад любители холодных памятников и бездушных прямоугольников плит. Непросто писать об этом, ибо памятник посвящен выпускникам тюменских школ страшного июня 41-го года… Но зачем нужно было ради святого дела портить другую память? В Москве сделали лучше — поставили такой же памятник в сквере у самой старой школы.
С финансами у центра народных ремесел, конечно же, проблемы. Номастеров-профессионалов и любителей собрали, обогрели, очень весомо помогают в творчестве. Здесь реально занимаются духовным возрождением России, проводят семинары, выставки, готовят смену. Так, в 1995 г. организовали работу лаборатории вместе с умельцами из северных округов. Высшее достижение — диплом за весомый вклад в российскую культуру прошлогодней Всероссийской Нижегородской художественно-промышленной выставки, воспетой нашими великими писателями. После долгого перерыва эта выставка-ярмарка ожила на знаменитой стрелке — месте слияния Оки и Волги. Очень колоритно на дипломе факсимиле Черномырдина. Говорят, что у нашей области всего три таких документа.
А интерес наш центр вызвал к себе такой, что его пригласили в Париж. Но наши мастера туда не попали… прозаично — не нашлось средств. Однако толковый и динамичный директор Андрей Тарасенко не унывает. За три года накоплен немалый опыт тонкого лавирования меж «скал» бизнеса и культуры. Включились в федеральную программу поддержки и развития народных ремесел, проталкивают идею издания каталога «Российская художественная кость».
Главный специалист центра Наталья Тарасенко рассказала мне, какой фурор в Нижнем Новгороде вызвал альбом «Тобольская резная кость», изданный 10 лет назад. Увы, может, и удастся его переиздать, но цена проекта — ого-го! Только люди верят, не сидят сложа руки. Известные тюменские умельцы из реставрационных мастерских тоже пустились в новое плаванье: предлагают искусный декор и отделку помещений, современный дизайн в бережном союзе с традициями. Видел фотографии — красиво! Но не очень спешат пока деловые люди с заказами. Одного не пойму, а почему они тратят огромные деньги на привозной декор? Ведь в нашем климате все эти итальянские, французские панели и плитки из синтетики вскоре вспучатся, внутри-теже ДВП с ДСП, будут источать фенол и прочую гадость.
Интересно, что на мой вопрос: приедут ли на областное совещание коллеги из северных округов? — Наталья Тарасенко уверенно ответила: «Обязательно будут». И обратила мое внимание на прекрасные работы, украшенные бисером, — предприятия традиционных промыслов «Хурам» из Березово, тщательно выделанный ларец (автор — С. Эберте из Ханты-Мансийска), оригинальное меховое панно, украшенное ритуальным северным орнаментом (школа народных промыслов «Анкли», Урай)…
Радостно было снова встретиться с керамическим «театром жизни» завоевавшего широкое признание тюменского художника Александра Кухтерина. Строги и внешне просты силуэтные линии керамических сосудов, изготовленных умельцами фабрики в селе Казанское. Устроители сообщили мне, что фабрика выстояла в новых условиях, не сгинула в мутных волнах переходного периода. Бытовая керамика, изготовленная в самом дальнем от Тюмени юго-восточном районе, вновь пользуется спросом. Рядом расположились соседи — Ишимская ковровая фабрика. Ручная работа, традиционная манера, проверенная временем.
Но тут раздались аплодисменты и весь вернисаж повернулся в сторону стенда с вдохновенной резьбой по кости Веры Обрядовой (Тюмень). Она — член Союза художников РФ, участник многих выставок, большой мастер со сложившейся репутацией. И все равно было волнение и радость — ее поздравляли с присвоением звания заслуженного художника отечества. А резная шахматная доска и фигуры — словно живые и добрые звери наших лесов — необычайно преобразили странудревней игры… А мера труда! Оказывается, Вера Обрядова работает по эскизам, которые ждут своего воплощения до десяти лет.
Не теряют внимание публики тобольские косторезы. Все работы хороши, меня же привлекли произведения Алевтины Кри- вошеиной. Центр народных ремесел не побоялся выставить из своих фондов работы знаменитых на весь мир мастеров золотой хохломы, из Павлово-Поса- да. И право же, не проиграл — тюменское художественное дерево, металл, бисер, береста, керамика, ковры, шитье и вышивка, мех и кость, своеобразные картины из цветных лоскутов материи могут составить конкуренцию многим широко известным школам.
Открытием выставки стало творчество преподавателя Тюменского индустриально-педагогического лицея, зав. лабораторией прикладного искусства Натальи Соловьевой. Все ахали перед ее, скажем так, картиной «Летний натюрморт». Она выполнена в смешанной технике художественной глади, применено редкое тамбурное шитье (шов), бисерное шитье. Древние начала соединились с современными мотивами. В итоге перед нами — удивительная миниатюра, на светлом фоне которой словно просвеченный утренним июньским солнцем и умытый росами рвется на волю волшебный букет из свежих лесных ягод, тонких стеблей и листьев луговых цветов и трав. Филигранная отделка! Душа радуется, глаз отдыхает…
Спросил у автора про то, как относятся к ее занятиям будущие техники и модельеры-конструкторы швейных хлопот. Проблем с набором нет, работает молодняк увлеченно. Не верите — приходите на выставку, которая только что открылась в лицее. А еще многие экспонаты скоро переедут и займут места в специализированном магазине центра народных ремесел (ул. Дзержинского, 40) «Мастер».
Открытие новой выставки в музее «Церковь Петра и Павла» примечательно и тем, что пришло много школьников. Ребята с удовольствием раздавали интервью налево и направо. И хотя они были уже далеко не младенцами, но одна истина точно говорила их устами -жива в Тюмени душа народного искусства, красотой своей защищая наш мир от всяческой скверны.
ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА
***
фото: