Мне не нравится слово «рынок»
Известный тюменский актер все спрашивал: «Что это будет за материал? По заданию редакции? Нет? А зачем тогда?». А потом: «Знаешь, если бы ты сказал, что это тебе надо для курсовой, мне было бы как- то спокойней».
Наверное, мало избалованы местные знаменитости вниманием прессы…
- Почему вы стали сниматься у Хотиненко?
- Мы давно с ним знакомы, я снимался еще в его дипломной работе. Потом было много проб. Я до них доходил, но играл в итоге кто-то другой. И вот, наконец, получил роль в «Патриотической комедии».
К сожалению, у «Комедии» не слишком удачная судьба. Это был переломный момент в нашем кино. Снимайся «Комедия» чуть пораньше или попозже, успех был бы больший. Сценарий ведь просто великолепный, так что сейчас, наверное, фильм можно было раскрутить как следует. Да и в моей актерской судьбе «Комедия» могла сыграть намного большую роль.
- А что могло произойти?
- Я не попал на московские кинематографические тусовки. А такие связи очень важны. Как меня поддевает друг: «Какая «Ника», все без тебя, Какой «Кинотавр», и опять ты не прошел по аллее славы». Хотя мне передавали, что мною интересовались, кто-то что-то про меня сказал. Говорили, а не мог ли ты сам приехать на фестиваль в Сочи? А с какой стати я сам поеду? Eсли есть интерес — позвони, напиши, пригласи.
Хотя здесь все довольно непросто. Например, в «Мусульманине» у меня и роли как таковой не было. Мне рассказывали, что в группе шушукались: дескать, человекизТюмениедет в Рязань на один съемочный день, странно. Но вот Володя так решил. Видимо, ему было необходимо присутствие «своих» людей.
- Что происходит сейчас на екатеринбургской студии?
- Как и везде — развал. Одного студийного здания, говорят, уже нет. Специалисты с мировыми именами уходят. Классный звукорежиссер Сережа Сошнин торгует в ларьке. Хотя, в принципе, положение в кино такое: любой человек, если он добудет деньги, может набрать группу и снимать. Деньги решают все. Вот, например, последняя «Ника». Лучшим фильмом признан… как его… «Прелести национальной охоты», так, что ли? Eсли это лучший, то какой тогда средний, какой худший?
- Хотиненко может добыть деньги?
- На проект по сценарию «Великий поход за освобождение Индии» денег, знаю, до сих пор нет. А сценарий просто замечательный, великолепный, может быть, не имеющий аналогов в мировом кино. Но это очень большие деньги — около 15 миллионов долларов.
А Хотиненко человек очень творческий. Искать средства — это, наверное, не совсем его дело.
- У вас есть какая-то надежда на перемены?
- Ну не может же вечно продолжаться такая агония. Сейчас во всем отсутствует душа. Деньги — это ведь вторично. Навер ное, народятся еще новые Саввы Морозовы. Но дело в том, что идет, как я думаю, сознательное выхолащивание всего, что присуще нам, россиянам. Идет за- полонение западной псевдокультурой. Особенно это заметно в кино.
- Западное кино — плохое?
- Нет. Любой, даже средний, фильм у них снят очень профессионально, с разными эффектами. Но это ширпотреб, А есть же замечательные актеры: Джек Николсон, Дастин Хоффман, Роберт де Ниро, которые исповедуют русскую школу актерской игры. Eсли вспомнить сцену в ресторане из фильма «Запах женщины»: как Аль Пачино ее проживает, это же передается!
У нас, как правило, идут боевики. Да, хорошо снято, да, интересные трюки. Можно посмотреть бездумно, так, просто отдохнуть. Но я считаю, что это не то. А если бы у нас показывали такие фильмы, как «Человек дождя», то зрители ориентировались бы на них.
- Может быть, все наши беды оттого, что культура оторвана от людей, вот тех, которые сейчас идут по улице. Американцы учитывают все и разделяют: для этих — «Человек дождя», а для тех — «Захват»?
- Нас учили: театр не должен идти на поводу у зрителя. Но я сейчас думаю немного по-другому: мнение зрителя учитывать все-таки надо. Но, с другой стороны, разве не поразительно, что молодежь уже не знает, кто такие Твардовский, Шукшин?
Это же наше, об этом нельзя забывать! Ни в одной стране мира та кого нет. И слово «патриотизм» не может быть ругательным.
А нынешнее поколение к тому же мало читает. Я думаю, это потерянное поколение.
- Разговоры о «потерянных» идут давно.
- У нас худо-бедно были какие-то идеалы. Говорят, что они были ложные. Но они были.
Раньше существовал просто конфликт отцов и детей. Сейчас и конфликта как такового нет, все, скорее, очень разобщены. Я говорю так о нынешнем поколении не в укор: ах, какие нехорошие. Мне их, может быть, даже жалко. Это выхолощенное поле легче засеять, его легче оболванить и им легче руководить.
- Зарабатывание денег не может быть идеалом?
- Это,наверное,неплохо. Но я же вижу, как сейчас зарабатываются деньги. И никогда не поверю, что они заработаны головой и руками.
- Хорошо, раньше была коммунистическая идея, суть которой как будто в Стремлении к лучшей жизни. А сейчас лучшую жизнь каждый делает себе сам. Разница небольшая.
- Но ведь люди стали жить хуже. А нищие старики? Американские старушки ездят по всему миру с камерами, а наши, которые тоже честно работали, остались ни с чем.
Ментальность у нас не та. Мы привыкли жить вместе. Вспомним ташкентское землетрясение. Люди ехали действительно по зову сердца. Было братство, хотя говорят, что оно было насильное. И была великая держава, а сейчас о нас вытирают ноги.
- Работаем плохо?
- Я считаю, что наш театр работает хорошо. У нас вот образовалась вешалка, начало театра, как известно. (Смеется). На свои деньги мы купили аппаратуру, оборудовали сцену. Но видите, как живем.
- Может быть, проблемы культуры в непрактичности деятелей искусств?
- Деловой стороной должны заниматься другие люди, продюсеры, например. В годы становления «Ангажемента» я занимался финансовыми вопросами. Но когда у меня спрашивали про деньги, я отвечал: «А это на седьмом месте». И это действительно было так. Искусству надо помогать. Наш театр никак не сможет выжить сам. Хоть я оголись, хоть ставь по три спектакля в день.
- А творец не может ставить цель одновременно «натворить» и заработать? Наверное, Коппола, когда делал «Крестного отца», думал о прибыли, а может быть, это вообще была главная цель.
- Ну, он все-таки знал, что снимает. Наверное, можно зарабатывать, но для этого нужна целая группа, которая должна все просчитать. У нас это развито слабо, да и формы какие-то извращенные.
Слово «рынок» мне вообще не очень нравится. У меня оно ассоциируется с толкучкой, где ходишь и кричишь: а вот кто о купит спектакль!
- А сниматься, например, в рекламе — это действительно так зазорно для актера? Видели фотографии вашего бывшего партнера Маковецкого то ли в «Плейбое», то ли в «Космополи- тэне»? С видом крутого дельца он листает газету «Кипрус мэйл», а внизу подпись: пиджачок столько-то стоит, рубашечка столько, купить можно там- то.
- Я думаю, что нельзя подходить ко всем с одной меркой. Сейчас много замечательных актеров без работы. Ада Роговцева рассказывала по телевидению, что молодые актеры получают в театре имени Леси Украинки 50 долларов. А ведь это ведущий театр Украины.
Недавно Никита Михалков говорил о каких-то актерах, что вот такие они замечательные: в наших рыночных условиях не пошли торговать колготками. Но так легко говорить Никите Сергеевичу!
Я снимался в социальном ро- ликеуТиткина. Но мой принцип: или за удовольствие, или за продовольствие. Или если можно проявить актерские способности. Недавно мне предлагали сняться в рекламе какого-то товара. Но денег обещали довольно немного. Я отказался. Зачем, если нет ни того, ни другого, о чем я говорил? Разговор такой: ребята, я стою столько- то.
- А сколько вы стоите?
- Не скажу!
- Какие отношения сложились у вас с партнерами по съемкам?
- В театре обычно царит такая семейная атмосфера. А на съемках, даже длительных, отношения, скорее, как у пассажиров поезда дальнего следования. Закончили и разбежались кто куда. Я перезваниваюсь со многими: Ильиным, Маковецким, Ларисой Гузеевой и другими. Но все это постепенно затухает.
- В роли Пини здорово проявился ваш комедийный талант. Но все-таки, хоть фильм и назывался «Патриотическая комедия», смеха в нем не так много. Хочется сыграть в чистой комедии?
- В театре у меня были такие роли. А в кино… Хотелось бы, конечно, и того, и другого. Но сие не от меня зависит. Кстати, в том же сценарии «Великий поход за освобождение Индии» планируемая для меня роль скорее комедийного плана. Но вот не состоялось. А если бы состоялось, то за это можно было отдать многое .
НА СНИМКАХ: Леонид Оку- нев; кадр из эпизода, не вошедшего в окончательный вариант «Патриотической комедии»: Алексей Серебряков, Лариса Гузеева и Леонид Окунев (фото из личного архива Леонида Оку- нева).
ФОТО СEРГEЯ КИСEЛEВА
***
фото: