Стана троечников
Золотой запас страны мог истощиться, если бы все золотые школьные медали, выданные в прошлом году в одной только нашей области, были действительно из драгоценного металла.
Полтора века назад Николай Гоголь представлял тройку как символ России, обгоняющей другие народы в своем стремительном беге. Но другие народы освоили поезда, автомобили, самолеты, и бедная тройка так и не вырвалась вперед. В России тройка осталась только для праздничных гуляний, ведь в карете прошлого далеко не уедешь, как сказал один из героев другого классика русской литературы.
Ссылки на литературу считаю вполне уместными, потому что хочу возобновить разговор об образовании. Именно в образовании «тройка» так и «сталась символом России, символом качества нашей школы, символом культурного уровня значительной части ее выпускников. Недаром иногда говорят, что Россия страна троечников.
А как же с утверждением, что Россия богата талантами? Богата, конечно, только тяжко у нас талантам: троечники не прощают превосходства над собой. Наши таланты растут вопреки сложившейся системе, их не лелеют, а калечат, давят, и многие таланты глохнут, не могут раскрыться, реализовать свои возможности.
Немалая доля вины за засилие троечников лежит на нашей школе. Может ли вузовский работник судить о средней школе? Может. Прошло полгода знакомства вузов с выпуском 1996 года, новое поколение студентов одолело первый семестр, вступило в первую сессию. Можно подводить некоторые итоги, ведь выпускники школы еще сохранили на себе ее отпечаток, он еще не стерт вузом.
Как же выглядит наша школа в этом зеркале? Увы, совсем не так блестяще, как в официальных отчетах. Многие выпускники элементарно безграмотны, не умеют ни письменно, ни устно выразить серьезную мысль, не знают литературной классики, кого ни назови — Фонвизина, Пушкина или Горького. Не знают истории, не знают физики и математики. Доходит до абсурда: студентов приходится учить складывать дроби.
Конечно, можно сказать: виноваты нерадивые ученики. Виноваты, конечно. Но при этом нельзя забывать, что они получили в школе хорошие, а иногда и очень хорошие аттестаты. Оказывается, качество аттестата не имеет никакого отношения к качеству подготовки выпускника. В 1996 году в Тюменской области было выдано столько золотых медалей, что это подорвало бы золотой запас страны, будь эти медали не позолоченными, а целиком из драгоценного метала. И что? Многие медалисты оказались далеко не первыми в учебе.
Жизнь в который раз подтвердила, что процентомания, очковтирательство внедрились в школу прочно и надолго. Прошлым летом вопрос о школьных делах поднимал в газете «Тюменский курьер» Владимир Рогачев, я также высказывал свое мнение на этот счет. Официальная «реакция на критические замечания» — красноречивое молчание городских и областных органов образования. Да и зачем реагировать, если по отчетам у нас чуть не все школы превратились в передовые творческие лаборатории, в которых пачками выращивают золотоносных гениев? А то, что школьное золото теряет свой блеск почти сразу…
Высокий интеллектуальный потенциал — это одна из важнейших составляющих богатства России. Этот потенциал создан и поддерживался очень, к сожалению, немногочисленным слоем творчески настроенной интеллигенции.
Интеллектуальный потенциал России разрушается, причем не просто быстро, а катастрофически быстро. Eсли, начиная со школы, не изменить отношения к творчеству, если будет продолжаться профанация образования и воспитания творчески способной- молодежи, то это разрушение станет необратимым. Поэтому здесь вопрос выживания страны.
От редакции. Автор является своеобразным контролером ОТК, и потому, как нам кажется, строгость его позиции оправдана. Однако не исключаем и других мнений, для опубликования которых готовы предоставить газетную площадь.
Э.А.Аринштейн, заведующий кафедрой теоретической физики ТГУ, доктор физико-математических наук, профессор.