Последний поход на «Болгарию»
Продавцы и покупатели левых CD с тревогой ждут перемен
Недавно у меня состоялся следующий диалог с продавщицей:
— Почем болгарские компакт-диски?
— Это не болгарские.
— Китайские?
— Нет.
— А какие тогда?!
— Нормальные.
Стоили «нормальные диски» 25 тысяч.
Новый Уголовный кодекс со статьями об интеллектуальной собственности весьма переполошил торговцев пиратскими CD. Eще бы: уголовная ответственность — не штраф. Теперь продавщицы, общаясь с покупателем, норовят кокетливо ввернуть, мол, «Болгария» запрещена, продаем остатки. Или несут рассказанную выше чушь. Магазины, для которых компакты — сопутствующий товар, такие, как «Стигс-AIWA», просто отказались с 1 января от продажи болгарской продукции. «Зачем нам лишние неприятности, прибыль-то копеечная!». Специализированные музыкальные магазины и ларьки так поступить не могут, а потому тихонько мандражируют в ожидании худшего.
Впрочем, «шорох» начался еще осенью. Тогда работники управления по экономическим преступлениям провели несколько рейдов по торговым точкам аудиопиратов, сопровождавшихся и штрафами, и изъятиями нелицензированного товара. Те рейды, как объяснили мне в управлении по экономическим преступлениям областного УВД, проведены после телеграммы из министерства, требовавшей проверить состояние рынка интеллектуальной собственности в нашем регионе.
Состояние как состояние, не — хуже, чем у других. Экспозиции «фирменных» дисков есть почти во всех специализированных торговых точках. Но спрос на такие CD невелик — дорого. Относительно неплохо идет лишь классика. Некоторые торговцы грешат и на отечественные компашки, цена на которые постоянно растет. А вот «Болгария» устраивает всех.
Пиратский CD приносит почти стопроцентную прибыль, на фирменный же больше 15-20 процентов не накрутишь. Довольны и покупатели: 25-30 тысяч за перепечатку — не 60 тысяч и выше за «фирму».
А качество болгарской продукции, как правило, отличное. От оригиналов перепечатки отличаются незначительно, да, может быть, полиграфия чуть похуже. Популярные сборники: DJ Hits и их вариации, Romantic Collection и иже с ними, и прочие — братушки составляют, ориентируясь на вкусы российского слушателя (иной раз, правда, оказывают протекцию местным авторам, и на дисках появляются песенки вроде «Welcome to Bulgaria»). Создают болгары и как бы собственные «двойники», а то и «тройники» особо популярных в России групп.
Говорят, что на наш рынок стали поступать компакты из Малайзии и Сингапура. А вот китайские CD отошли, наверное, навсегда. Каждый второй диск из Китая был с браком: то исполнитель не тот, что указан в буклете, то дорожек не хватает. В последние годы китайские товарищи дошли до того, что изготавливали диски на… картонной основе.
По слухам, левые диски теперь начали делать и у нас.
В магазинах мне рассказывали, что в Москве, где находятся и знаменитая «горбушка», и множество фирм-поставщиков болгарских компашек, ничего не изменилось. Как торговали, так и торгуют. Директор одного музыкального магазина с этакой обидой сказал, что вот, мол, законы пишут в Москве, а выполняют их только в провинции.
Однако с выполнением тоже не все просто. Насколько я понял, пиратская или, как еще говорят, контрафактная, продукция отнюдь не главная головная боль милиции. Специалисты УЭП объяснили мне, что выявлять торговцев пиратскими носителями -обязанность скорее владельцев авторских прав и их представителей. Милиция же оказывает силовую поддержку.
Eсли вспомнить титаническую борьбу фирмы «Солитэкс-В» с видеопиратами, то все так и было. Представители фирмы вычисляли точку, а затем приглашали сотрудников УВД. Судя по состоянию видеорынка, «Солитэкс-В» и подобные фирмы достигли определенного успеха.
Но повторюсь: уголовная ответственность — не шутка. Многие продавцы утешают себя рассуждениями, что, дескать, мы только торгуем, в наших документах не написано, что товар пиратский. Все вопросы, пожалуйста, к болгарам. Но в статье нового кодекса записано: наказывается производство и РАСПРОСТРАНEНИE…
Недавно в городе были замечены представители российского общества по авторским правам. Приходили они и в некоторые музыкальные магазины. Какие результаты принесут эти визиты, покажет время.
А пока продавцы «Болгарии» в недоумении чешут затылки, не зная, что делать. А ведь все было так хорошо…