Беседа при ясной луне
Театральное действо — великая духовная тайна земли. Без него не только скучно, без него будет просто дико. Ваш обозреватель, Владимир Рогачев, в этом лишний раз убедился, ибо диалог состоялся на белом пароходе с черной трубой (бизнес-центр у висячего моста через Туру). Диалог был желанный, ибо мне два года (1973-74) довелось близко общаться с Тобольским драмтеатром, писать обзоры и рецензии на все премьеры.
Знакомы были мне и летние гастроли, театр плавал тогда на теплоходе до устья Оби и поднимался до Нижневартовска. И хотя бизнес-корабль никак не хочет поднять свои якоря, мы с главным режиссером Тобольской драмы Виктором Синицыным малость пошутили по поводу корабельных переборок и склянок вместо звонка.
Поздравил Виктора Алексеевича с приемом его в члены творческого Союза писателей России. Да, к комбинации «актер+режиссер» нам не привыкать, а вот, если не ошибаюсь, тройной ряд (плюс драматург) освоен только в Тобольске.
— Может, пора, Виктор Алексеевич, и директорскую роль освоить?
Посмеялся.
-А насчет того, что я «помолодел», став вновь принятым членом писательской организации, скажу — оформлено то, чем я занимаюсь давно. 16 моих пьес поставлены в самых разных театрах, а написано больше 30-ти…
— ?!
— Меня давно уже не устраивает уровень нашей драматургии. Она словно забыла о традициях Отечества, духовной помощи людям, которым трудно сейчас, которые по разным причинам растерялись, не могут определиться в это время.
Драматургические опыты Синицына помогают ему в творческом процессе. По его мысли, тройственный союз актера, режиссера и драматурга усиливает художественное напряжение действия, органично приближает спектакль к зрителю. Тобольский театр создает вокруг себя свое культурное поле. Он тяготеет к реализму, любит возвышенное как естественное качество жизни, наполненной позитивным смыслом.
Порнуху с чернухой здесь не принимают, предпочитают черный хлеб сцены — горькую правду о нашем мире, желая как можно больше и лучше «освобождать людей от зверя». В Тобольске верят в воспитательную силу спектакля, осваивая огромное историческое пространство и время первой столицы Сибири.
Говорим о текущем духовном и эстетическом кризисе искусства. Оказалось, что Виктор Синицын — оптимист. «Жизнь, особенно молодых, еще можно повернуть в лучшую сторону. За счет здравого смысла. Не копировать слепо чужое, должны заработать добрые чувства. В Тобольске собираются ставить «Гамлета».
Я осторожничаю, молчу. Синицын испытующе выдерживают длинную паузу. В один миг промелькнули им и мною виденные спектакли, их фильмокопии. Куда там — мировая вершина, шекспировский знак высшего дерзания любого мастера на сцене. Но у Синицына — своя версия.
Гамлет в своей попытке опровергнуть зло, как известно, выглядит белой вороной. Но он не хочет знать, что вернулся на обезбоженную землю. И это его гордыня, одна из причин его гибели…
Тобольский театр верен декабристской теме, из Александра Островского он выбрал именно «Лес» — как классическое зеркало, установленное на сегодняшней сцене. Пусть вглядится зритель в него, увидит, поймет, оценит нашу перекличку времен. Будут и «Белые ночи», которые приходят «с Белого моря». Это уже — местная тема.
В «Жиле» Вячеслава Сафонова старый колдун «подрывается», теряет свою силу, ослепленный золотым блеском. Нарушено природное равновесие, и злые силы вырвались наружу, природа мстит человеку за его неразумение.
Интересно, а как идут дела у театра в смысле его роли в городской культурной жизни?
— А вот так, — радостно отвечает Синицын, — играем три раза в неделю: пятница, суббота, воскресенье. В труппе — 22 человека. В месяц, допустим, 12 спектаклей — 12 аншлагов.
— ?!
— Да, да. Премьеры — все на 100%. Обычные спектакли… ну разве несколько незанятых кресел.
Можно разводить тары-бары относительно творческой позиции, но уважения всегда достоин тот театральный коллектив, который ценит взволнованное дыхание полного зрительного зала.